Леонид Рохлин "Обывательская благодать и грозы революций"

(правдивые фантазии на темы эсхатологии)


Переворот Обадии не обошёлся без крови - восстала тюркютско-хазарская знать, поддержанная небольшой кучкой сторонников. К счастью, широкой и долгой гражданской войны не было. Тюркюты и хазары не дрались между собой за власть для евреев, просто наёмная армия отстранила оппозиционную часть знати от "экономических привилегий", а тех, кто был этим почему-то недоволен, жестоко подавила. Хазарское население Терека, Дона и Волги безропотно молчало, ибо стремительное развитие транзитной торговли вызвало стольже бурный рост инфраструктуры экономической жизни, обеспечивший благосостояние и ремесленников, и земледельцев, и скотоводов.

Армию и растущий бюрократический аппарат надо было кормить.Расходовать на это собственные деньги купеческая знать не желала и, следовательно, появилась система налогообложения. Видимо, весьма терпимая, так как посещавшие в те времена страну многочисленные христианские и арабские путешественники в один голос отмечали, что …"народ хазарский был необыкновенным явлением в средние века…" Правда, были и другие мнения, но факт отсутствия за 150 лет народных восстаний говорит сам за себя.
В первые же годы единовластия еврейских купцов зримо проступила довлеющая цель создания нового государства - организация на берегах Волги центра монопольной международной системы торговли, от Кантона до Лиона и от Камы до Персии. Грандиозная и совершенно новая для той поры задача! Своего рода политическая доктрина, где отсутствует прямая агрессия, завоевание территорий, свержение неугодных царей и правительств, призывы к грабежам и насилию, религиозная нетерпимость и присутствует - мирная, торговая политика со странами, которые так или иначе соприкасаются с торговыми интересами купцов-рахдонитов. Лучшими друзьями становятся Абассиды Багдадского халифата, строго охраняющие южные караванные пути, Карл Великий, император Священного Римского союза, Эгберт Английский, Кордовские халифы в Испании. Все они особыми указами охраняли торговые интересы евреев и позволяли им жить по своим обычаям. Старинный враг иудеев, Византийская империя, где постоянно и полярно менялась обстановка - от лютой и откровенной ненависти до полулживых объятий - выбыла из стран-соперниц и превратилась к концу IX века в небольшое малоазийское царство без глобальных претензий.

Существовал ещё один ближний сосед - Киевское государство, отношения с которым были весьма непростыми. Граница с ним проходила в те времена по Дону, где евреями была возведена мощная крепость Саркел, прикрывающая от набегов с запада. В Киеве мирно жили два этноса - россомоны (русы) и славяне, впоследствии слившиеся в единое целое. Это были мужественные воины! Они постоянно воевали - с греками(860 г.), с болгарами (864г.), с полочанами (865г.), с печенегами (867г.), с кривичами (869г.). Но ни одна из хроник не отмечала войн с Хазарией в то время. Стороны хорошо понимали обоюдную заинтересованность в добрососедских отношениях - ведь через южные Киевские земли проходили караванные пути из Итиля в Западную Европу. В Киеве останавливались купцы-рахдониты; наверное, имелись постоялые дворы и торговые ряды; возможно, жили и банкиры-менялы. Отношения с русскими князьями строились по тому же принципу, что и с любой другой заинтересованной державой - покровительство Киевских властей с отчислением согласованного процента за "спокойный" транзит товаров. И, конечно, торговля с Киевом, с сопутствующим этому процессу развитием различных подсобных ремёсел.

Дружба длилась до середины 80-десятых годов, когда были убиты славянские князья Аскольд и Дир, и власть в Киеве захватили пришельцы-варяги, Рюриковичи. С их воцарением отношения резко изменились. Первый же из них, Олег (882-915), разорил земли двух соседних славянских племён (северян и радимичей), находившихся под опёкой Хазарского каганата и стал требовать пересмотра суммы прибылей за транзит товаров. Началась война, которая быстро завершилась полным разгромом Олега (886г.) с выплатой ежегодной дани каганату, а главное - прекращением платежей за перевоз товаров через Киев. Следуя логике событий, можно предполагать, что в страну были введены хазарские войска для охраны торговых интересов купцов-рахдонитов. Такое вассальное положение Рюриковичей длилось около 70 лет - до похода Святослава.

Это время, середина-конец IX века, период максимального могущества иудейского государства на Волге, время безраздельного гегемонизма еврейских торговых домов в странах Западной и Восточной Европы, в регионах Багдадского и Кордовского халифатов. Тюркютские ханы Хазарии исчезают даже номинально; на престоле каганата появляются еврейские цари - Вениамин (до 905 года); Аарон (905 - 939 гг.); Иосиф (939 - 965 гг.). Арабский путешественник Яфет ибн-Али пишет -…"хазарские единоверцы, потомки колена Симонова и полуколена Манасиева, обитающие в стране Козраим (Хазария), вдалеке от Иерусалима, бесчисленны и забирают дань от 25 государств по причине внушаемого ими страха и храбрости их…"

Золотой век! Мы привыкли к тому, что время расцвета любого государства совмещает не только военное и экономическое величие, но и развитие искусств; появление выдающихся личностей в литературе и музыке, архитектуре и философии, медицине и художественных ремёслах. Нет! Как и в Персидской истории, здесь, на новой почве, также не взросли великие имена. Толи период могущества был условен и в действительности перенасыщен жестокой военно-дипломатической борьбой за существование, вызвавшей рождение одной, но пламенной страсти; то ли сказалось отсутствие родного "кормящего" ландшафта; толи действовали запреты Моисея на изобразительные искусства. Не ведаем!!!

Пути Творца неисповедимы людям, но логично отрицание Им длительного, постоянного гегемонизма этноса - это должно выходить за рамки граничных условий контроля. В пределах границ этносы свободны в своём социальном развитии, им предоставлено право гармоничного созидания и, наверное, сроки этого безграничны, но заметьте, как коротки периоды революций и насилия, как сравнительно быстро и внезапно они заканчиваются. Это, видимо, и есть граничные условия контроля со стороны Творца.
Невероятно сложно прочувствовать эти условия, не выходить за их рамки. Конечно, проще жить сродни Адаму и Еве, как "примерно" жили евреи в Хазарии в первые столетия, но постоянно ускоряющееся, спиралевидное развитие человеческого общества всегда приводит к появлению пассионариев, этаких Буланов-Сабриэлей. Нужно обладать невероятной мудростью, дабы постоянно гасить ускорение, не доводить развитие системы до "кипения страстей". В Истории не сыщешь таких примеров, такое не удавалось никогда и не удастся до той поры, пока Творец не "укажет" граничных условий свободы развития человеческого сообщества.

Наступает закат торгово-экономического могущества Хазарского каганата. Первые сигналы наступающей бури раздались… в далёком Китае. В самом конце IX века (874-901 годы) вновь вспыхнуло крестьянское восстание против гнёта императорской тирании Тан и, как не покажется сейчас смешным (сквозь слёзы…), одним из лозунгов восставших китайцев было требование убрать еврейских купцов, монополизировавших закупки шёлка и пряностей. Восставшие разгромили еврейские общины в Кантоне и Чаньане и… великий шелковый путь почти прекратил своё существование. Но купцы не были бы купцами, если бы не подготовили дополнительные варианты.

К этому времени уже действовал меридианальный торговый путь из Биармии (Волжско-Камское Предуралье) по Волге до Итиля и далее по Каспийскому морю в Багдадский халифат. Для обеспечения максимальной прибыльности и надёжности пути был предпринят военный поход - местные племена буртасов, башкир и булгар были подчинены единой воле, на их землях возникли торговые поселения, фактории и …потекла драгоценная пушнина из Великой Перми (соболя, горностаи, куницы, белка) в страны Западной Европы и Багдадский халифат. Постепенно основным "товаром" стали рабы, весьма ценимые в армиях Византии и халифатов и приносящие основную прибыль. Меридианальная дорога как-то возместила потери от краха шелкового пути. Но вслед за восточным сигналом последовали западные.

Стали терять покровительство королей иудейские торговые дома в Западной Европе, особенно во Франции и Англии; стал разваливаться Багдадский халифат, от которого отошли Испания, Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Средняя Азия. Появилась масса новых государств, правда, мусульманских, но разных направлений, и потому в некоторых из них возникли большие трения религиозного характера с местными общинами евреев, вплоть до жестоких гонений. Надо было создавать новые отношения, следовательно, новые рискованные инвестиции и т.д. Как следствие децентрализации власти стало небезопасно на караванных путях, особенно в степях Причерноморья и в горах южного Закаспия (Дейлем). Появились разбойнички в лице местных правителей, переставшие подчиняться центральной власти - Киевской и Багдадской. Для охраны караванов и населённых пунктов иудейским царям приходилось значительно расширять контингент наёмных войск, а, главное, мучительно думать о их национальном составе. Эта проблема становилась всё более и более важной, ибо и мусульмане и христиане не хотели драться с единоверцами.

В самом конце IX века случилась ещё одна неприятность. Восстали мусульмане Табаристана (южный Закаспий) и полностью блокировали с севера Багдадский халифат, прервав меридианальную дорогу. Через три года они завоевали практически весь современный Иран. и хазарским царям пришлось вести с новыми правителями тяжёлые диалоги. Одновременно с ними велась тщательная подготовка к войне, так как надежды на успех переговоров постепенно таяли. Но кто будет воевать с мусульманами? Прежние наёмники - гурганцы, гузы и торки - тоже мусульмане. И тогда правители Хазарии обратили взоры на своих западных вассалов, славян Киевского государства. Вот так, за 60 лет до полного забвения, обозначились и непосредственные могильщики Хазарского каганата.
Царь Вениамин приглашает дружины Олега воевать за торговые интересы рахдонитов, в счёт уплаты дани. К томуже он обещает не трогать награбленное в войне с мусульманами. И вот с 909 года на Каспийском море появляются славянские ладьи под флагом Перуна. Они громят и грабят мусульманские города на западном и южном побережьях Каспия, наводняя ужасом население и местных правителей. В 913 году огромный флот славян (до 500 кораблей) подверг полному разгрому прибрежные города Табаристана, и караванные дороги рахданитов вновь наполнились жизнью.

Но крепкого союза со славяно-русами быть не могло, ибо они были не союзники, а данники (вассалы) хазарских царей. И, естественно, всеми силами старались сбросить очередное "иго". Этому очень способствовала Византия, заклятый враг Хазарии. Шла постепенная и неуклонная христианизация знати и населения, старательно развивались торговые отношения, менялись моральные ценности Киевского государства и его правителей, Рюриковичей. К концу 30-ых годов X столетия князь Игорь почувствовал себя настолько сильным , что внезапно напал на Хазарию. Молниеносным рейдом он пронёсся по степному Крыму, взял город Самкерц (ныне Тамань), а его воевода Свенельд разгромил уличей (союзников иудеев), охранявших центральную караванную дорогу в Западную Европу, и разграбил их главный город Пересечен (низовье Днестра). Оправившись от внезапности, иудейская армия под руководством "досточтимого" Песаха освободила Самкерц и погнала неприятеля к Киеву, который и был ими занят в 940 году. Славяно-русы выдали царю Иосифу "свои мечи" и были обложены большой ежегодной данью. Об этом с понятной печалью и повествует "Повесть временных лет". Киевское государство фактически распалось.

В 945 году при сборе налогов для Хазарии убивают князя Игоря. На престол всходит его жена, княгиня Ольга, регентша при малолетнем князе Святославе. Именно этой женщине принадлежит заслуга в течение десяти лет (945-955 годы) постепенно и тайно восстановить силы Киевского государства в союзе с Византией, распространить в народе христианство, как непременное условие этого союза и широкой материальной помощи. Всё это прекрасно понимал царь Иосиф, но сил для противоборства уже не было…

Наступает 964 год. Святослав, умный и энергичный полководец, тщательно готовится к войне с Хазарией. Он знает силу хазарской конницы и потому, в обход безлесных степных пространств, тайно сплавляет войско до верховьев Днепра и перетащив ладьи в Оку, плывёт до Волги , а далее вниз - до Итиля. Ранее он заключает союз с печенегами и гузами, богато одарив их византийским золотом. Все армии встречаются у стен Итиля, где и происходит решающая битва. Наёмные войска и еврейское ополчение (хазарское население не поддержало евреев) были наголову разбиты и …"вряд ли кто из побеждённых остался в живых…" Судьба Хазарии была решена! Святослав уничтожил Семендер на Тереке, кубанскими степями вышел на Дон и разграбил город Саркел, освободив себе дорогу на Киев. Остатки хазарских евреев осели в Крыму и на Тереке, где и просуществовали до XIY века небольшими этническими общинами караимов.
Более четырёхсот лет степи Хазарии дарили хлеб и воду еврейским беженцам. Земля оказалась настолько богатой и благодатной, что пришельцы смогли не только восстановиться, но и создать одно из наиболее мощных государств того времени; своеобразную торгово-финансовую империю, удерживающую экономическую власть над многими странами в течении 100 лет. Если посмотреть поверхностно, то кажется, что её развитие шло, в общем, нормально. Соблюдена общая закономерность - рождение, процветание, старение и смерть. Правда, всё как-то прошло по ускоренной схеме. Вспомните! Почти три столетия полного забвения, никакой государственности, лишь обживание нового ландшафта в условиях остро необходимого взаимодействия со значительно менее цивилизованными этносами хазар и тюркютов. Последнее, конечно, не способствовало культурному и социальному развитию иудеев. Скорее наоборот!

Отсюда следует, что период возникновения, расцвета и гибели государства, длился менее 150 лет. За этот срок можно достичь могущества, но только в военной или торговой сферах, но ни в коем случае - в культурной и социальной. Поэтому и не остались в степях от Кубани до Волги никаких памятников быта и культуры богатой общины иудеев Хазарии. Попросту не успели, не было времени на меценатство… Нам хорошо известны памятники древнего Израиля, просуществовавшего около 1100 лет, Афин - 800 лет; Рима - 1300 лет; Византии - 1000 лет, ацтеков, майя и так далее. Их земли просто насыщены великолепными памятниками, их хроники ломятся от обилия фактов и событий, их библиотеки и монастыри заполнены фолиантами литературы, музыки и изделиями художественных ремёсел. И в тоже время нашим далёким потомкам ( пусть простят меня за сравнение), мало что будет известно о гитлеровской Германии или о ленинско-сталинской России. Эти короткие периоды существования названных государств были посвящены одной глобальной идеи - военного гегемонизма, так же, как и последний, столетний период иудейской Хазарии, всецело посвящённый завоеванию торгово-финансового могущества. И тем, и другим это удалось на весьма короткое историческое время, за которым следовал полный крах и быстрое забвение. А вот собор Святого Павла в Ватикане, Парижской Богоматери и Реймский Собор во Франции, собор Святой Софии в Киеве и Кремлёвский комплекс в Москве будут знать и чтить весьма далёкие потомки. В этих областях человечеству предоставлены бескрайние и, видимо, не контролируемые возможности развития. Вот вам и доказательство существования граничных условий контроля.

Граничные условия эволюции человеческого сообщества строго определены, движения за рамки границ смертельны. Эволюция в пределах границ, то есть в предоставленные периоды обывательской тишины, безгранична, если уметь сдерживать рост и развитие пассионарной части общества. И всё же однажды это ещё раз удалось еврейскому этносу, о чём и будет следующая история.

Мусульманская история (VIII - XIII века)
Нет, нет, я не собираюсь преподать долгую историю мусульманства. Это было бы непростительной ошибкой для непрофессионала, к тому же иудейского вероисповедания.
Мне необходимо высветить в ней лишь единственное - приход в мир мусульманства, как это ни покажется сегодня парадоксальным, способствовал возрождению и расцвету еврейского этноса во всём обширном регионе арабского мира того далёкого времени. И что самое удивительное - без революций, крови и насилия, точнее - почти без. Более чем 400 столетняя эпоха последовательного, преемственного, творческого развития двух этносов.

Середина YII века нашей эры. Приближается закат Сасанидской империи персов, под властью которых очень тревожно чувствуют себя в этот период оставшиеся после исхода в Византию и Хазарию иудеи некогда богатой и независимой Вавилонской общины. Не менее тягостна жизнь еврейских общин Сирии, Палестины и Египта под гнётом православных правителей Византийской империи. Вслушайтесь в слова императора Юстиниана: "Пусть стонут эти люди под тяжестью повинностей, но пусть не пользуются никакими почётными званиями; они должны оставаться в том же презренном состоянии, в каком они сами оставляют свои души…"
В далёкой Испании, где после Римского геноцида I-II веков н.э, осели толпы обездоленных иудеев, надеясь найти благожелательный приют, было тоже весьма неспокойно. Древняя Иберия (Испания), прекрасная страна для счастливого сосуществования всего живого, представляла в то время нищий край под гнётом жестоких вестготских царьков, принявших в то время христианство. Особой свирепостью выделялись короли Рецесвинт, Эрвиг и Эгика (640 - 695 год). Последний, к примеру, издаёт указ, которым явно, в чуть более позднее время, воспользовался тов. Геббельс. Там сказано: "Ввиду того, что евреи не только осквернили веру и соблюдают свои прежние обряды, но сверх того ещё и дерзнули подготовить заговор с целью свержения власти в нашем государстве, все они объявляются рабами и раздаются в ленное владение господам христианам, которые не имеют право отпускать их на волю; дети с семилетнего возраста отнимаются у родителей и отдаются на воспитание к христианам…"
Как видите, в этом вопросе ничего не меняется!

И вдруг возник просвет в тучах. В Аравийской пустыне возникает поначалу небольшое религиозное государство с центром в городе Медине. Неистовое религиозное рвение граждан, вспыхнувшее во время явной ослабленности Персидской и Византийской империй, быстро привело к созданию огромной арабской державы - от Индии до Испании.

Событие, чрезвычайное для иудеев, ибо впервые после римского рассеяния они оказались объединёнными единой религиозной и политической системой. Сразу необходимо отметить, что арабы предприняли завоевания отнюдь не с целью обратить весь мир в ислам. В большинстве завоёванных стран отношение ислама к иудаизму и христианству было вполне лояльным, особенно в первоначальную пору расцвета халифатов. Происходили и в это время события кровавого религиозного фанатизма мусульман к иноверцам, но они носили местный характер, были кратковременны, не раздувались властями и уж никак не оформлялись государственным законом, притесняющим или оскорбляющим. Естественно и другое. Нельзя думать и о внезапности "арабского счастья", вдруг свалившегося на головы иудеям. Становление арабского государства шло много десятилетий.

Но главное, что появилось относительно быстро, - государственное, официально объявленное отношение к немусульманам, к так называемым "димми". Эти люди стали пользоваться покровительством халифа на всей территории государства, за что платили особый налог. Это было гарантированное право, предоставляемое всем немусульманам, жить по своим религиозным законам и ритуалам, выбирать из своей среды руководителей и бюрократический аппарат, содержать его, а также быть назначенными на общегосударственные посты.
Достойна уважения г а р а н т и р о в а н н а я государством широкая автономия с возможностью аппеляции к халифу, объединяющему духовную и государственную власть.

Начинается эпоха экономического и научного расцвета арабов, плоды которого вкусила и еврейская диаспора. Произошло взаимное обогащение культур. Это была золотая пора творчества и евреев, и арабов, пока единственная за всю историю их сосуществования. В этом естественном и невольном союзе была одна особенность. Внезапно вспыхнувшая энергия арабов была настолько всеобъемлющей, что её хватало не только на завоевательный процесс, но в ещё большей степени на познание богатейшего наследия многовековых естественнонаучных и философских школ ряда стран и, в первую очередь, Греции и Рима. YII-IX века нашей эры знаменуются вторым рождением древних, полузабытых имён - Пифагор, Гиппократ, Геродот, Аристотель, Сократ, Платон и многие другие. Все эти имена вновь засверкали, но уже на арабском языке, и только знание последнего давало возможность быть на острие интеллектуальной жизни.
Эта эпоха длилась долго, несколько столетий, и принесла всем жителям арабского мира обширные знания в области географии, истории, астрономии, математики, в области различных искусств. Поначалу только арабского, ибо Западная Европа, христианский мир в те времена находились в тисках тёмного и суеверного средневековья.

Вновь расцвели еврейские академии в Вавилонии, среди которых выделялись, как и ранее, Сурская и Пумбадитская иешивы. Вскоре некоторые из них переместились в Багдад, центр халифата. Здесь, вобрав лучшее, передовое в области наук и искусств, они резко изменили программы обучения. Помните, во времена персидской эпохи ( III - Y века н.э.) в академиях изучались только положения Талмуда и Торы? Так требовало время, когда чувствовалась неустойчивость социального и политического положения. Теперь, благодаря гарантированности автономии и взрыву естественнонаучной и философской информации, а также широкому развитию искусств, всемерно поощряемому рядом халифов (Гарун аль Рашид; Аль-Мамун и др.) программы еврейских академий стали включать светские науки. В академии потянулась молодёжь из всех диаспор, и во все центры расселения еврейских общин стали приезжать высокообразованные специалисты. Среди них появляются выдающиеся имена, и не столько в масштабе местной общины, сколь для страны в целом.

Одним из них был Саадия бен Иосиф (882-942). Он был первым среди раввинов, кто широко использовал арабский язык в сочинениях по религиозным вопросам. Специалисты полагают, что Саадия являлся основателем светской иудео-арабской литературы, широко внедряя в сочинения, особенно для студентов, глубокую информацию по ряду естественнонаучных дисциплин. Уже в 36 лет он избирается главным гаоном (геоним - президент школы сияния Иаковлева) Сурской иешивы, создаёт современную еврейскую грамматику и переводит Библию и Мишну на арабский язык, пишет книги по богословию, философии и языкознанию. Его главный труд - "Верования и мнения" - посвящен исследованию сущности иудейской религии, её соотношения с наукой, знаниями.
Я, естественно, не читал этой книги, но по выдержкам из работ других авторов, покорён ясностью и простотой изложения очень трудного религиозного материала. Хочу, хотя бы частично, поделиться с Вами его основными мыслями.
Творец сотворил мир не из готовой материи, а сотворил и материю, последовательно, поэтапно усложняя её сущность. Творец мира един по существу; при создании мира руководился определённой целью (от авт. - помните глобальный План развития). Венец творения есть человек, в которого вложена разумная душа, способная отличать добро от зла и познать истину. Но человек не может сам найти истинный путь в жизни, ему на помощь всегда приходит Творец. Он дал людям откровение (Тора), то есть совокупность заповедей и законов, которые направляют деятельность человека к благим целям. Человеку предоставлена с в о б о д н а я воля: он волен исполнять или нарушать заповеди откровения; отсюда понятия о заслуге, добродетели и зле, отсюда идея полного воздаяния по заслугам. Чаще всего оно происходит в будущей жизни (очень жаль!). Смерть есть не конец бытия, а переход к иному существованию…
Середина X века - эпоха наивысшего расцвета Багдадского халифата, период возрождения древней культуры иудеев, время обогащения её результатами достижений науки и культуры других наций. С этих лет начинается постепенное перемещение центра культурной и научной жизни евреев на запад - в Египет и далее в Испанию.

Словно каменная лавина с гор, через Гибралтар, на Иберийский полуостров, в самом начале VIII века, ворвались орды в ту пору весьма экспансивных арабов. Испания проснулась от спячки, и населяющие её народы внезапно познакомились с разбудившими их арабами. В их числе была и иудейская община Испании, связавшая свою жизнь с ними на долгие столетия. Они встретили приход арабов с радостью и ожиданием возрождения. Возникнув ещё во времена Рима, они были малочисленны и влачили жалкое существование. Травля и разрушение синагог со стороны римских наместников; жестокое, порой просто свирепое отношение с принудительным крещением во времена первых христианских королей, вычищали общины от всего деятельного и энергичного. Вот откуда радость встречи с арабами, тем более, что за ними потянулись иудеи из других регионов огромного Сирийского, потом и Багдадского, халифатов - из Персии, Сирии и Египта.

Началась новая трансгрессия евреев, вызванная не насильственными, а экономическими причинами. Это явление впервые наблюдаемое в мировой истории, когда вслед безудержной наступательной энергии какого-либо этноса, наполняясь ею, возрождаясь, движется, торопясь опоздать, другой этнос. Она шла двумя потоками, огибая с севера и юга древнее море Тетис (Средиземное).
Северный поток проникал через земли Византии и далее …" в страну Русию, землю Ашкеназ и Швецию, в Хазарию, где нашли там много евреев…" Интересный факт, ещё и ещё раз подтверждающий тесные связи Хазарского каганата с арабским миром, куда еврейские купцы-рахдониты протоптали широкую дорогу через Каспийское и Чёрное моря, через Дербентский проход. Без сомнения по этой дороге интенсивно мигрировала культурно-просветительная информация. Она обогащала не только жителей Хазарии, но и полузависимых от них славян Киевской Руси. Уже тогда в Киеве существовала небольшая еврейская община из Персии, тесно связанная с хазарскими евреями. Языческие князья славян доваряжской поры, видимо, не препятствовали миграции, которая усилилась в конце VIII - начале IX веков и тогда-же резко изменила направление, следуя в Хазарию (вспомните Хазарскую историю).
Южный поток нёсся через Египет в только что завоёванные арабами североафриканские земли и к середине VIII столетия достиг Испании.

Прибывшие иудеи резко отличались от аборигенов римского времени появления. Это были образованные, энергичные люди, а, главное, не сломленные духом. Они верили, что на новых землях, под эгидой просвещённых арабских монархов можно ожидать расцвета духовной и светской жизни. Кажется, это была не слепая вера, возможно существовала какая-то договорённость… Иначе как понять, что уже во времена правления Абдаррахмана I (755 - 788),еврейская община Испании уже была одной из самых многочисленных, духовно и экономически развитых? Примерно в эти же годы, опять прошу вспомнить Хазарскую историю, энергичные, революционные индивиды появились и в еврейской общине Хазарии. Не забыты цели их деятельности! На этом, к счастью, аналогия заканчивается. Какое совпадение времени освоения новых пространств и какое различие в целях освоения! В Хазарском варианте - захват власти и создание самостоятельного государства, в Испанском - всемерная поддержка мусульманской власти, под эгидой которой расцветает подвластный этнос.

В первом случае трагические последствия не замедлили явиться через 150 лет. Во втором - богатая культурным и социальным развитием жизнь этноса длилась более 400 лет!. Можно смело сказать о золотом (испанском) веке эволюции иудейского этноса. Наступлению золотых веков помогла и политическая ситуация того времени. Исчезла враждебность между Аббасидами Багдадского халифата и Омейядами Кордовского. Последний стал совершенно самостоятельным государством, просуществовавшим почти три столетия (755 - 1030 годы). И вообще, это время относительного политического и военного спокойствия на огромных пространствах от Каспийского моря и до Атлантики, исключая Византийский "узел"; это время активного, можно сказать, планетарного, развития торговли и экономического соперничества, в котором иудейский этнос завоевал прочные, передовые позиции, став одно время ( X век) гегемоном на караванных дорогах международных финансово-экономических взаимоотношений (Хазарский каганат).
В Кордовском халифате взаимовлияние и развитие двух этносов (арабов и евреев), как и в Багдадском, создало высокие образцы культуры в различных областях знаний. И что примечательно: если ранее, в периоды Персидской и Хазарской историй, еврейский этнос не мог "похвастаться" выдающимися светскими мыслителями, философами, поэтами и учёными, то теперь появилась длинная череда знаменитых имён…

Хасдай ибн-Шапрут (915-970 годы) -видный государственный деятель при халифе Абдуррахмане III, определяющий внешнюю политику государства. Именно он, узнав о существовании иудейской Хазарии, всеми силами пытался согласовать единую с ней политику. Известны его письма царю Иосифу и ответы последнего, но было поздно - тень забвения уже нависала над евреями Хазарии. Осуществляя руководство еврейской общиной Испании, он основал в Кордове высшую талмудическую академию, где собрал весь цвет религиозной и научной мысли нации. Моисей бен-Ханох - кордовский раввин и толкователь Талмуда; языковеды и грамматики Менахим Донаш и Иегуда ибн-Хаюдис и много других. Расцветают науки и искусства. Испанский еврей Ибрахим ибн-Якуб (965 г.), участвуя в Кордовском посольстве к германскому императору Оттону I, был первым путешественником в славянскую Прибалтику, Моравию и Польшу. Он оставил профессиональное описание географо-экономических и этнографических условий этих государств. Знаменитый путешественник Вениамин Тудельский (1160 -1173годы) дал прекрасное описание трёх частей света в книге "Масаот Бениамин". Он первый из европейцев, посетивший Индию, Цейлон и Китай, его книга пользовалась большой популярностью до XVI века. Знаменитый историк Авраам ибн-Дауд из Толедо (1196 г.) оставил подробную хронику жизни испанских евреев за период с 750 до 1180 года в книге "Сефер Га-Каббала".

Уроженец Кордовы Самуил Галеви в течении 28 лет занимал пост визиря при Гренадском халифе. Но знаменит он другим - изданием философско-нравственных размышлений (книга "Бен-Когелет") по образцу Экклесиаста и собранию стихов религиозных гимнов в подражание Псалмам.

Пламенный поэт Соломон ибн-Габи (1020-1058 гг.) из Малаги, чьи стихи и гимны до сих пор читаются в синагогах. Он же известен и как глубокий философ. Его сочинение "Источник жизни" было особо почитаемо среди христианских богословов средневековья. Романтик Моисей ибн-Эзра (1070-1138 гг.) был широко известен лирическими сборниками "Таршиш" в среде еврейских общин от Испании до Египта. Назидательные и прекрасные мотивы слышны в стихах Иегуды Галеви (1086 - 1142 гг.). Он воспевал полноту нежной и романтической любви, но он и тонко чувствовал и изображал надежду и пороки своего этноса. С годами нежность и лиричность отступают в его стихах, поэт превращается в мудрого и грустного созерцателя жизни. Он возвышенно философствует в книге "Козари", излагая основы еврейского вероучения в виде беседы хазарского царя с мудрым раввином. Его друг, Авраам ибн-Эзра (1089-1167 гг.) из Толедо - один из первых еврейских энциклопедистов. Его труды по грамматике еврейского языка, по астрономиии, математике и философии были известны далеко за пределами Испании и изучались в высших школах Византии и Египта. Особенно прославился он "Комментариями к Библии", где пытался восстановить истинный смысл древнего писания, очистить её понимание от двусмысленных толкований. И, наконец, гиганты философской мысли - Бахия ибн-Накуда и Исаак Альфаси, чьи труды имели целью развить в евреях глубокое нравственное сознание. Они же усовершенствовали Талмуд, издав сочинение "Галахот"(начало законоведения), во многом сократив нравоучительные части, выделив и доступно изложив законодательные. Это значительно упростило изучение Талмуда простым народом.

Венцом развития иудаизма в мусульманской эпохе служат труды Моисея бен-Маймона, патриарха египетских евреев, но родившегося и выросшего в Кордове. Это о нём говорили - "от Моисея библейского до Моисея Маймонида не было подобного Моисею Маймониду". Это он составил полный свод еврейских законов и поучений на основании Библии и Талмуда, где в строгом порядке и прекрасным литературным языком изложены все законы, обряды и обычаи религии, а также законы семейные, государственные и общественные. На протяжении последующих веков этот труд ("Мишне-Тора") сделался необходимым руководством для всякого раввина, судьи и главы общины. Но мне, "советскому" еврею, кажется более необходимым, для того времени и для сегодняшнего, другая работа этого гения. Он написал книгу "Путеводитель блуждающих" ("Море невухим", в еврейском переводе), где попытался осуществить примирение двух истин - истины откровения, возвещённые Творцом, и истины, открываемые мыслящему человеку его собственным разумом.
Как верующий, Маймонид преклонялся перед учением Моисея, как мыслящий человек признавал учение Аристотеля, отца научного метода изучения и явного материалиста. Как же Маймонид примиряет непримеримое? Гениально просто: "Чистая религия и чистый разум во всём согласны между собой, ибо оба признают существование единого Творца как причины или начала всякого бытия, и оба стремятся довести человека до высшего совершенства. Если же истина веры и истина разума так согласны между собой относительно первопричины и конечной цели бытия, то они должны совпадать и в тех промежуточных пунктах, которые лежат между этими двумя крайними точками".
Маймонид умер в 1204 году в Каире. За гробом шли евреи, магометане и христиане…

Последним поэтом, географом и историком "золотого века" был Иегуда Альхаризи (1165 - 1225 гг). Он много путешествовал по Испании, Франции, Германии, Египту, Палестине, Сирии, в результате чего появился огромный труд "Тахкемони". Здесь рифмованная проза соседствует со стихами; воспевается необходимость сельского труда и близости к Земле и Природе, очищающих человека от тревог и злости; повествуется о странствиях и встреченных чудесах; даются остроумные характеристики отдельных личностей (правителей); ведутся философские беседы о жизне и судьбе еврейского народа…

С конца XII века началось постепенное утверждение среди мусульман секты альмогадов, ультражестокой ко всем иноверцам. Началось с царства Марокко, потом перекинулось на Испанию. Альмогады заняли Кордову, затем Гренаду, Севилью. Везде разрушались синагоги и христианские церкви, везде разорялись еврейские общины, школы и академии. Были разрушены памятники еврейской архитектуры, убиты и пленены сотни тысяч евреев. И не только евреев! Такая же участь постигла и арабскую культуру Иберии. Над Испанией сгустился мрак! Толпы иудеев были вынуждены покинуть и эту "Родину", двигаясь на север, в христианский мир - Кастилию, Арагонию, Францию и Германию.

Завершилась более чем четырёхсотлетняя мусульманская история еврейского этноса. В отличие от Персидской и Хазарской, она была длительной, относительно спокойной, без глобальных кровавых периодов революций и насилия. Всё это время, в общем и целом, царствовало гармоничное развитие иудейского и арабского этносов, создавших высокие образцы сосуществования в самых различных областях человеческой деятельности
Придёт ли оно вновь? Очень хочется надеяться.

Коротенькое заключение
Наши правдивые фантазии подошли к концу. Наверное, их достаточно, дабы уяснить главное, успокаивающее всех: контроль за нашим развитием есть. Он существует в историческом плане и охватывает всё человечество, без исключения. И ещё одно: нам всем предоставлено безграничное право Творить, при условии направленности творчества только на гармоничное развитие Человечества. Несоблюдение этого условия со временем и непременно включает "контрольную систему" Творца, далее следует моральное, впоследствии физическое угасание виновника дисгармонии. История полна таких фактов.
Слушай Человек! Господь наш Бог, единый Господь!!