Леонид Рохлин "Парадоксы религии"

Леонид Рохлин

Парадоксы религии


(окончание)

Глава 4

Средневековая Европа уже к XIV-XV векам являла собой пространство, где было накоплено много энергии, богатств и идей. Всем этим обильно поделился с ней Восток, помимо того, что было создано ею самой. С XV века начинается экспансия западной христианской системы, прогресс практически во всех областях деятельности, и вскоре она становится особой и единой политической и экономической моделью, навязываемой почти всему остальному миру.

Я не буду подробно останавливаться на причинах данного процесса. По этому вопросу существует мощная библиография. Но одна из причин поможет нам разобраться в дальнейшем в объяснении побед христианского мира над мусульманским.
Крупный американский политолог Т.фон Лаue (1987г.) объясняет превосходство Запада, помимо прочего, "уникальной комбинацией культурного единства и разнообразия". Он пишет, что "единство было обеспечено иудейско-христианской традицией, базирующейся на греко-римской культуре, которые с помощью аскетизма или, иными словами, РЕЛИГИИ, стали главной движущей силой культурного творчества..."

Итак, христианская религия в отличие от позднемусульманской помогла человеку своего общества осуществить духовную "модернизацию", в процессе которой он перешел от религиозного самоотречения к более "равному" отношению с Богом. Начался великий процес Реформации, "объяснившей западному человеку меру своей угодности Богу, определяемую не посредниками в лице священнослужителей, а степенью жизненного успеха..." (А.И.Уткин, 2000 год).
Глубочайшие слова, безусловно!

Реформация началась деятелями искусств, но не прелатами церкви. Суть Реформации, если очень коротко, - свобода личности, духовное освобождение каждого индивида. Заслуга католической церкви состояла в том, что она вовремя отреагировала на эти процессы, привнеся в уста Бога слова, что выживание каждого человека основывается на мобилизации только собственных сил, а Творец устроитель общественного выживания. Эта гуманизация католической религии "дала западному человеку мощь носителя божественного начала, т.е. не полагаться на Бога, а своей энергией доказать преданность его Замыслу, не прятать ум в слепой вере, а открыть его для невиданных чудес Природы, созданных Богом, но познаваемых разумом" (А.И.Уткин, 2000г.).

Реформация, Ренессанс попросту вынудили папство подключится к историческому процессу, попытаться встать во главе его. Некоторые папы, образно названные ренессансными, попытались использовать реформацию для претворения в жизнь великодержавных идей. Их не оставляли замыслы Григория VII встать над светскими государствами, объединить в своих руках политическую и идеологическую власть. Именно в этих целях они попытались использовать идеи Реформации, привлекая под свои знамёна наиболее интеллектуальные слои в каждой стране, но особенно деятелей третьего, буржуазного сословия, интуитивно чувствуя своё настоящее и особенно будущее, теснейшим образом зависимое от развития именно этого класса.

Действия наиболее "серьёзных" пап (Сикста IV, Иннокентия VIII, Александра VI, Юлия II -середина XVвека-начало XVI) были направлены всецело на решение этой глобальной задачи, то есть превращения папства в культурный центр развивающейся Европы. Только понятие "культурный центр" было совсем иным, нежели у светских реформаторов.

Если последние направляли острие реформации против монашеских орденов и папства, требуя полного отторжения религии от институтов политики, экономики, образования, искусств, то реформаторы от церкви, превознося божественную душу как вместилище всех вышеназванных "институтов", проповедовали принцип абсолютного авторитета папства (политического и идеологического). Они старались обновить монашества, реорганизовать его путём создания новых более боевых монашеских орденов. В этом была суть католической реформации, которая и вошла в историю как контрреформация.

Особенно прославились папы Юлий II (1503-1513гг.) и Павел III (1534-1549гг.). Во времена первого папское государство достигло наивысшего расцвета, расширившись и вобрав всю северную Италию, Венецию и др. Папа Павел Ш решил организационные проблемы контрреформации на Тридентском Вселенском соборе, вооружив церковь Орденом иезуитов (1540 г). Стратегической целью деятельности Ордена явилось объединение мира под церковным владычеством папы.
В этом можем найти определённое сходство со стратегической задачей ислама, с той лишь существенной разницей, что католическая церковь исторически слишком поздно вооружилась данной задачей, не имея на то ни сил, ни средств. Уже в то время абсолютистские монархии Запада представляли мощные, консолидированные сообщества, нуждавшиеся в услугах церкви, но только на поприще нравственного воспитания граждан. И это доказали последующие события.

Уже с папы Пия IV (1559-1565г.) на том же Тридентском соборе (третья сессия) были провозглашены новые церковные реформы полностью в духе светского реформизма:
- сознательный, принципиальный отказ от стремления встать над светской властью;
- признание светской власти папского абсолютизма внутри Ватикана, но существенное её ограничение в епископатствах на территориях других государств;
- создание семинарий, то есть церковных институтов по подготовке всесторонне образованных священнослужителей.

Последний пункт стал наиважнейшим в истории католической церкви.
Пройдёт ещё немного времени и даже в борьбе за испанский престол, наиболее католитизированной монархии, мнение папы не будет интересовать враждующих монархов Франции, Австрии, Германии, которые без его участия подпишут Вестфальский мир (1648г.).
С этого момента церковь уже не оказывает политического воздействия на общества христианского мира, постепенно оттесняясь в сферу личной жизни...

Совсем иначе развивались страны мусульманского суперэтноса.
Вновь спустимся в подвалы истории.
Начиная с XIII-XIV веков исламский мир, теряя энергию, сползает в состояние стагнации. Энергии субэтноса хватает лишь на бесконечные, кровавые междуусобицы и отражение внешних нашествий. Христиане теснят их на Иберийском полуострове, полностью освобождая его к середине XV века. Неудержимые чингизиды уже с середины XIII века проникают в самое сердце исламского мира (сожжение Багдада, 1258г.), уничтожая плоды экономического и культурного развития халифата. С середины-конца XIV века Египет, Анатолия и Ближний Восток содрогаются поначалу от нашествия турок-османов, потом орд Тамерлана с тупой последовательностью продолжающих кровавое насилие чингизидов.

Египетские мамлюки, утвердившиеся на берегах Нила, в течении почти двух столетий (XIII-XIV века) ведут междуусобные войны, истощая друг друга, пока окончательно не впадают во всеобщую прострацию, отдав пустующий Египет во власть Порты. Лишь в конце XV - начале XVI веков на истощённом пространстве бывших цветущих халифатов воцаряется относительное спокойствие. Оно от усталости, апатии, безразличия...

На исторической арене появляются суннитская блистательная Порта (османская империя), подобравшая, как упавшие к ногам плоды, обескровленные территории Анатолии, Сирии, Месопотамии, Палестины, Египта и шиитское государство сефевидов (Персия), помимо большого количества мелких эмиратов и ханств, раскиданных по территории от северной Африки и Йемена до Средней Азии. Блистательность Порты вскоре оказывается мифической, и уже после смерти Сулеймана Великолепного (1566г.) начинается упадок османлиев, которых предельно истощали постоянные войны с Австрией и особенно с Россией. Остальной арабский мир (Персия и эмираты) стали замкнутой, отгородившейся от всего мира системой государственных образований, весьма отсталых в экономическом и культурном отношениях.

Да, конечно, первую схватку двух цивилизаций мусульманский мир проиграл, несмотря на столь блистательное начало.
Проиграл, но не сломался! Лишь отгородился железным занавесом от христианского мира и в тишине "тонкого" Востока казалось бы успокоился воспоминаниями о былом могуществе. Но долго воспоминаниями не проживёшь. Они ведь будоражат общественное сознание, и накопляемая этим процессом энергия заставляет действовать...в двух принципиально противоположных направлениях. Или следовать Западной дорогой, сломав "занавес" и провозгласив прозападные лозунги в политическом и идеологическом плане, или в "сонной тишине" ковать новые кадры, наследующие традиции низаритов и альмогадов. Другие пути всё равно прибьют к одному из указанных берегов, но с большим потом и кровью.

Исламский мир пошел вторым путём. К великому сожалению! Правда, были и смелые голоса (бабиты, последователи Али Мухаммед Ширази, и бехаиты, последователи Хусейна Али Нури, - вторая половина XIX века), которые призывали вооруженной борьбой (бабиты) или мирной пропагандой новых религиозных идей (бехаиты) добиться буржуазного преобразования исламского общества, отказаться от Корана и т.д. Но эти движения крайне жестоко подавлялись и не только шиитами, но и благочестивыми суннитами.
Зато реакционные течения вновь разливаются полноводной рекой.

Среди суннитов появляется религиозно-правовая школа ханбалитов, названная по имени имама Ахмада ибн-Ханбаля.
То были яростные консерваторы, категорически запрещающие любое позднее толкование догматов веры, любое нововведение, не имеющего прямого обоснования в Коране, требующие фанатичного соблюдения обрядовых и правовых норм шариата. Школа имела широкую поддержку среди мусульман Персии и Аравии и на протяжении долгого времени всеми силами проводила идеи очищения ислама. Эти очищения нередко заканчивались массовой резнёй неверных.

В XIV веке, из стремления не отстать от собратьев, среди шиитов Турции и Сирии возникает община Ахл-И Хакк (люди истины), возглавляемая Али ибн аби Талибом. Основным догматом веры сторонников общины явилось ожидание скорого пришествия "обновителя мира", чьи стрелы уничтожат всех неверных. Всё тот же навязчивый мотив..., который, как пламя, возникает то тут то там, завоёвывая новые территории. Именно они в XVIII веке принесли ислам на северный Кавказ и, когда Россия начала завоевание региона, то совершенно для себя неожиданно столкнулась с агрессивным исламизмом (мюридизом), породившим легендарную фигуру сопротивления шейха Мансура, пойманного и сосланного на Соловки и оказавшегося итальянским монахом-францисканцем, обращённым в мусульманство.

Потом возникла фигура не менее легендарного имама Шамиля, который был дервишем из ордена "накшбанди" (мистическое суфийское братство), и возглавил после Мансура кровавую борьбу с неверными (в данном случае, с русскими). Вековая драма России, как и местных племён, потерявших десятки тысяч воинов и простых жителей, не закончилась пленением Шамиля, и лишь "гениальная" мысль русского генерала - насильственно выселить горские племена на предкавказскую равнину, где дать им земли или "по собственному желанию" отправить их в единокровную Турцию - решила проблему. Так впервые славянский мир, столетиями мирно живший бок о бок с татарской ветвью мусульманства, узнал, остро прочувствовал, его агрессивный характер.

Наконец, настала очередь и правоверных суннитов Аравийского полуострова порадовать мир. В 50-60 годах XVIII столетия здесь возникает религиозно-политическое движение ваххабизм,чьим основателем был имам Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб.
Чуть подробнее о истории движения, чьё имя сейчас на устах любого обывателя.
Уроженец Аравийского полуострова, точнее самой раскалённой его сердцевины (плоскогорье Наджд), из семьи религиозного учителя, аль-Ваххаб с молодости много путешествовал. Посетив Басру, Багдад, Дамаск, побывав в Индии и Иране, он не преисполнился чувством красоты природы и людей, лишь злоба и ненависть, сконцентрированные в идее подчинения своей воли "красоты", владели его душой. Он объявляет о намерении коренным образом реформировать ислам, очистить от ереси поздних накоплений, толкуя Коран исключительно буквально. Ваххаб излагает свою доктрину в книге " В защиту единобожия", где провозглашает себя главой мирового ислама. Удачно женившись на женщине из дома Аль Сауд, на деньги этих мелких в ту пору князей, Ваххаб распространяет свой символ веры насильственно, объявив джихад практически всему реальному исламу. С этой целью он организуе отряды фанатиков и движется к Хиджазу (западная Аравия), затем завоёвывает территории Сирии и Ирака. Везде его приход сопровождается массовыми зверствами и изнасилованиями, уничтожением религиозных памятников, мечетей и могил святых, сожжением книг.

Кстати,, одним из особых предметов ненависти реформатора было искусство, и в первую очередь музыка, которая отныне подвергалась полному запрету. Захватив большую часть Аравийского полуострова и обширные пространства на Ближнем Востоке, Ваххаб стал угрожать существованию османской империи. И только тогда представители мусульманского духовенства империи провозгласили "фетву", официальный религиозный эдикт, поставив Ваххаба и семью Сауд вне закона. В 1812 году правителю Египта Мухаммеду Али Паше удалось разбить войска Ваххаба и загнать остатки его армии в пески Аравии.
Казалось, что очередному кровавому мусульманскому фанатизму пришел конец.
Ан нет!
В начале XX столетия среди потомков Ваххаба взрастает молодой и энергичный деятель Ибн Сауд. Он вновь организует ваххабитов в штурмовые отряды, назвав их "Ихван" (братство), и ...кровавый поход возобновляется. Разоряются священные города Мекка и Медина, уничтожаются соперничающие династии (Хуссейны), сжигаются библиотеки, кладбища и даже дом самого пророка Мухаммеда. И вновь ваххабитам удаётся захватить почти всю территорию Аравии, и в 1932 году провозгласить новое государство - Саудовская Аравия.
Это первая в современной истории империя зла. Зла в кубе, ибо вся светская власть в этом государстве принадлежит религии. Вот вам государственное, мусульманское, "основание нравственной жизни".
Но обо всём этом Европа узнает значительно позже.
Более памятным, мировым по масштабам, проявлением мусульманского экстремизма стал армянский геноцид 1915 года, когда в течение нескольких месяцев было вырезано до 6-7 миллионов "неверных" армян-христиан, живущих в Турции. Это впервые оказалось технически возможным, когда совместно действует религия и армия...

"Топороносцы: убейте гяуров" - таков был лозунг, под которым муллы вели толпы озверевших людей на жесточайшие убийства. И охваченные религиозным фанатизмом, под знаменем джихада, как богоугодного и праведного дела, с поистине всенародным энтузиазмом и ликованием вырезали мужчин, женщин, детей и стариков.

Христианский мир в ту пору смолчал, задавленный собственными политическими и экономическими событиями - шла первая мировая война, расколовшая христианский мир, на востоке которого загоралось кровавое пламя новой религии - ленинизм.

Глава 5
Наступает XX век - время неожиданного окончания стагнации мусульманского мира.
Что же послужило лекарством?
Два основных фактора, дружно отмечаемых этнографами и политологами.
Мировая война (первая и вторая), расколовшая христианский мир. Появились две враждующие, непримиримые стороны. Каждая сторона в пылу драки пытается использовать исламский мир, натравливая его против другой стороны. Инвестируются огромные средства, но только в развитие военной инфраструкруры. Проблемы образования и просвещения народа, тёмного, забитого религиозными догматами, нелепыми обрядами шариата, внедрение западной культуры и взращивание арабской прозападной интелигенции, никогда не интересовали инвесторов. Хотя это был единственный период в истории взаимоотношений двух миров ( XVIII-XIX века), когда в ослабевшие исламские страны (главным образом -Турцию и Персию) было возможно, конечно, при наличии соответствующей совместной политико-экономической доктрины, внедрить западную модель развития, западную систему ценностей.
И это был основной стратегический промах, как позже подскажет история.

Были и грубые тактические ошибки. Великая Британия, до первой мировой войны служащая чем-то вроде гаранта целостности Османской империи в качестве противовеса императорской России, а впоследствии, когда "младотурки", новые правители Турции, стали опираться на кайзеровскую Германию и ленинскую Россию, ставшая её врагом, создала ряд лоскутных арабских государств и попыталась их руками противодействовать режиму младотурков. Но она уже не имела сил и средств. Этим незамедлительно воспользовался Ибн Сауд, преследуя исключительно собственные династические и идеологические интересы. Как щупальца гидры, они стали проникать в Палестину, Сирию, Ирак, Персию, Египет и страны Магриба.

Существовал и второй фактор. Им, как ни странно, стал...бурный рост экономики западного мира, которого Творец, к сожалению, обделил сырьём. Правда, его было в преизбытке в восточной Европе, но эта часть западного мира оказалась отрезанной.
НЕФТЬ! Она была найдена именно в недрах арабского мира. Притом очень дешевой - чистая по химическому составу, неглубокозалегающая, легкотранспортируемая к портам Средиземноморья и Арабского моря и.... в огромных количествах. Ушедшая на покой эпоха колониализма и заменивший её политкорректный демократизм технократов (я не против, но всё хорошо в меру - от авт.), охвативший западные индустриальные страны, привёл к... резкому обогащению мусульманских стран. Триллионы долларов заполнили карманы многочисленных шейхов, эмиров и правителей. Эти деньги не пошли на просвещение обывателей, как это было в XVI -XIX веках в западном мире, они были потрачены и тратятся до сих пор на роскошь, военные нужды и распространение тоталитарных идей...

Вот две основные причины окончания стагнации и пробуждения мусульманского традиционализма.
Исламский мир воспрянул духом, в нём вновь возродились старые надежды... Оказалось, что века былой славы не забыты...

С этого периода (30-40ые годы XX столетия) начинается второй этап схватки двух цивилизаций. Но теперь, при неизменной стратегической задаче (завоевание мира), резко меняется тактика. Она заключается в тайной подрывной деятельности и всемирном терроризме.
Методология проста.

Пользуясь демократическими законами западных стран, внедряться в эту среду, обживаться, проникать в коммерческую, банковскую сети, в университеты и исследовательские институты, постепенно создавая общины, организации взаимопомощи, партии и союзы под демократическими лозунгами этих стран. И...производить детей, как можно больше, уже граждан этой страны. Весьма образно по этому поводу сказал крупный мусульманский деятель: "...мы завоюем их через матку арабской женщины..."

И на самом деле. Во Франции сегодня более 5 миллионов арабов, в США - более 2 миллионов, в Германии, Италии и Англии тоже где-то около 2 миллионов, а в России более 30 миллионов мусульман. Имея много денег, очень много, эти люди активно пропагандируют ислам, и местные граждане, в основном молодёжь, в возрасте до 30 лет, переходят в мусульманскую веру. Это не единичные случаи, правда, пока и не массовые. Но это частое явление!

И второе! Терроризм - везде и всюду. Запугать обывателя, создать атмосферу страха и паники в стране, вызвать всеобщий коллапс.
И в этом они здорово преуспели.
В 1928 году шейхом Хасаном аль-Банной, в Египте, была создана религиозно-политическая организация "Ассоциация братьев мусульман". Истый суннит, Аль Банна, в рамках суннитского ислама, развивает идеи панисламизма, исламского национализма, а его последователи даже пытаются привнести в Коран идеи исламского социализма. Так впервые ислам попробовал переварить идеи ленинизма. Естественно, им особо понравились ленинские мысли о диктатуре одного класса и беспощадной расправы над другими. Используя эти "мудрые" концепции, Аль Банна со товарищи по-новому обосновали старое, "доброе" оружие - джихад. Это, оказывается, классовая борьба с неверными, коих надо уничтожать по примеру старшего брата и в соответствии с мировым, современным учением - ленинизмом.

Ну, а дальше - как прежде! Не успели организоваться, как тут же раскололись на три основных течения:
-умеренные братья (возвращенцы к чистому суннизму);
-исламские демократы (сторонники одноклассового национально социалистического общества);
-правые (экстремисткие круги, сторонники ваххабитов, низаритов и т.п.)
Сторонники первых двух течений дальше кухонного теоретизирования не пошли, а вот последние, найдя благодатную почву (шиитизм Ирана и ваххабизм Саудовской Аравии), стали быстро развиваться, ещё и благодаря необыкновенно благоприятной геополитической и экономической обстановке.

Тогда же, в 40ых годах, в Иране возникает группировка "Федаяне Ислам (поборники ислама), основанная муллой Навваб Сафави. Существует молва, что её основание было связано с национал-социалистической партией Гитлера, потому как в начале её лидеры громко вещали против коммунизма и империализма. После разгрома Германии партия резко изменила позиции, в её программных документах ярко засверкали слова о исламском социализме. Далее партией была организована серия террористических актов (в Иране и Франции произошли убийства сторонников светской власти шаха Реза Пехлеви), затем было подготовлено покушение на самого шаха (1949 г.), с треском провалившееся, после чего лидеры сбежали в Европу и затаились, несся с собой зёрна будущих экстремистких организаций.
И они, конечно, появились.

В конце 70ых годов несчастного шаха таки убрали, и к власти в Иране пришло движение "Исламская Революция".Это и были те самые зёрна, проросшие на благодатной почве парижских и лондонских кофеен. История вновь пошутила, позволив прорости в одном и том же месте ленинским и исламистким зёрнам...
Но лозунги были, конечно, иные. Они призывали мусульман к исламской революции...Пророка, с целью спасения мусульман и всего человечества, "сбившихся с праведного пути и утративших конечные задачи развития". Лозунги были сформулированы аятоллой Хомейни там же в Париже, и в них чётко проглядывала идея панисламизма, завоевание им главенствующего места под солнцем...

Ну, а в Саудовской Аравии, где вовсю засверкали под лучами экваториального солнца нефтяные фонтаны, внезапно создавшие на песках современную инфраструктуру местного общества, формально напоминающую западную, ваххабизм, дотоле сонно дремавший в полуголодном состоянии среди королевской семьи и верхушки приспешников, начал быстро распространяться вширь и вглубь, захватывая студенческие круги и появившуюся националистическую интеллигенцию.

Видимо, так завершилась идеологическая подготовка для практического начала второй схватки двух цивилизаций.
Вскоре идеи Аль Ваххаба и Хомейни, иногда разбавленные маоцзедунизмом, троцкизмом и пр, взяли на вооружение многочисленные явные и тайные современные террористические организации. Назовём хотя бы основные (по географическому принципу с востока на запад): Абу-Саяф (Филлипины), Харакат уль-Муджахеддин (Пакистан), движение Талибан (Афганистан), Джамаат улем-и-ислами (Пакистан), Аль Кайда (интернациональная), Хезболла (иранская организация в Ливане), Исламский джихад (Палестина), Хамас (Палестина), Аль гама аль-Исламия (Египет), Джихад аль-Мыср (Египет), Фронт исламского спасения (Алжир), социалистическая джамахирия (Ливия) и множество, мсножество других.
Буквально напрашивается мысль о существовании где-то Центра мусульманского фундаментализма по координации деятельности многочисленных террористических организаций, в том числе и финансовой. Иначе как понимать одновременный взрыв ненависти и жестокости, прогремевший в разных концах мира?

Глава 6
Вот так и подошел XXI век. Прошло тысячелетие со времён первой схватки двух цивилизаций. За этот казалось бы огромный срок в жизни людей, но небольшой в историческом плане и уж совсем ничтожно малый в геологическом, западная цивилизация обрела главное оружие - уверенность в собственных силах, в достижении любых рациональных целей, внутреннюю коллективную солидарность (несмотря на внешние порой раздирающие факторы). Она создала особую политическую систему, где каждый институт, в том числе и церковный, имеет свою нишу и предназначение. Взаимодействие институтов власти, равноправных конституционно, но конкурирующих по степени воздействия на общество, создало беспрецендентный университет западной демократии. В этом университете, помимо стран Европы и Америк, почётное место занимает Япония, постепенно вползает Китай и юго-восточная Азия, вскоре повидимому войдёт и Россия, как обычно, с щепетильным требованием учёта таинственной славянской души...

В отношении мусульманского мира всё обстоит сложнее. И дело не в том, хочет она этого или нет. Дело в абсолютно ином, весьма своеобразном ментально-психологическом складе мышления мусульманского сообщества, практически не меняющегося на протяжении столетий. За это время не сформировалась в исламском мире ощутимой прозападной элиты, столь явственно проявившей себя и в Японии, и в Китае, и в России.
Откуда такое своеобразие?

Это сообщество (субэтнос) было создано за невиданно короткий срок сильной политико-религиозной организацией (партией), возглавляемой весьма способным, творчески одарённым человеком, пророком Мухаммедом и его сподвижниками (Абу-Бекром, Османом, Омаром, Али и др.), зараженных общей и вполне реальной идеей - завоеванием достойного места под Солнцем. Много было пророков, но завоевательная идея возникла и осуществилась только у одного.

Мир уже был давно заселён, и арабам была предоставлена родина - сухие, каменистые степи Аравии с немногочисленными оазисами на северо-западе (Палестина), на западе (Хиджаз) и юго-востоке (Йемен). Здесь проживало много племён (арабов, христиан, иудеев и др.) в мире и согласии, не мешая друг другу. Но Мухаммед посчитал, что лучшие земли отданы христианам (Средиземноморье и Малая Азия) и персам (Иран, Средняя Азия), что было явной несправедливостью, по его мнению. Он много читает, ещё больше беседует с купцами-рахдонитами (иудеи), с множеством караванов пересекающих Аравию. Беседует о таинствах христианской религии, мудрости иудаизма, тонкости и терпеливости буддизма.

Это не могло не отразиться в душе впечатлительного и честолюбивого человека, жаждущего идти собственным путём, думающего о мессии... Он, видимо, досконально изучил душу степных кочевников, их интересы, мысли, чаяния.

Мухаммед создаёт религиозную организацию и убеждённо объявляет, что призван исправить пороки мира, что все бывшие до него пророки, достойные всяческого уважения, говорили правильно, но вот простые люди, а тем паче злые, всё напутали, забыли, перековеркали. Лишь Он может направить на истинный путь. Следует лишь свято верить ему и произнести простые слова: " Нет другого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его". Сказавший это моментально становится свободным членом новой религиозной системы.

А дальше вы становитесь воинами Аллаха, и уже не надо думать ни о чём, лишь подчиняйтесь пророку и его миссионерам. Они приведут вас к счастливой жизни.
Простота нравилась людям, они зажигались надеждой...на скорую богатую жизнь, не мудрствуя, не тратя сил, средств и пр.
То есть изначально ислам был обращён не к внутреннему миру человека, а к внешним событиям. В нём преобладали СХЕМЫ поведения, требующие беспрекословного подчинения. Это скорее политическая идеология, ничего общего с религией не имеющая, порождающая обыкновенный тоталитаризм. В этом парадокс ислама, как религии, тревожный парадокс. Ведь религия, повторяю, по сути неотделима от борьбы за торжество добра и высокой нравственности, а здесь мы имеем дело скорее с политической организацией, борющейся за власть...

Иудаизм, буддизм, христианство развивались совершенно по-иному. Они медленно вытесняли из сознания людей язычество выверенными философско-нравственными догмами. Вытеснение шло веками, часто жертвенно, завоёвывавалось позиция за позицией в душе конкретных личностей, без насилия - до тех пор, пока религия не становилась сутью жизни индивида, общества, страны. Потом незаметно, плавно, без агрессий, догматы мигрировали с караванами купцов и паломников в соседние государства, не ведая границ и обходя запреты. Распространение шло естественным путём.

Были и позорные исключения. К примеру, в жизни католической церкви - уничтожение индейской культуры (XVI-XVII века), насильственные случаи миссионерства в Африке (XVII-XVIII века) и совсем недавнее - тайное потворство фашистам в Холокосте. Но это - исключения. В православии, буддизме, иудаизме, кажется, и их не было.

Только ислам, став с самого начала и политической и идеологической системой, распространялся путём военного подчинения "неверных" стран и насильственной мусульманизации населения - прямо или косвенно через механизмы благ.
Надо отдать должное блестящей организации процесса, особенно на первом, завоевательном этапе развития. В те времена, будучи на гребне могущества, ислам мог себе позволить веротерпимость (вспомните "золотой" век исламизма), создав разноликий и огромный арабский суперэтнос.

Но вот сопротивление христианского мира стало возрастать, и период территориального расширения арабского суперэтноса закончился. Обозначились чёткие границы нового мира, сформировались догмы и обряды новой религии и началась кропотливая работа над созданием духовной общности собранных наций.
Немыслимо тяжелая работа. И результат налицо: сегодня ислам проповедует почти миллиард людей в десятках стран. Правда, с одной оговоркой - подавляющая часть этих людей проживает в слаборазвитых странах...

Поначалу религия внедрялась, повторяю, насильственно, ибо арабский субэтнос был создан исключительно оружием. Человек не имел право думать и жить по-иному в этом государстве, иначе не мог стать полноправным членом общества, достичь положения и пр. Все инакомыслящие, называемые официально "зиммии" (покровительствуемые), были обязаны признавать власть мусульман и платить "джизью", то есть подать, которая рассматривалась, как выкуп за сохранение жизни и как гарантия неприкосновенности личности и имущества..

Правда, с XIX века этой категории граждан уже не существует, но живущие в странах ислама немусульмане очень боятся, когда слышат доводы имамов о необходимости ввода во всеобщую практику норм шариата... Они знают наверняка, что для достижении этого будет применено всё тоже старое оружие - джихад, но по другому названный:
-джихад языка, то есть "борьба с собственными дурными наклонностями и повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания..." (см. Ислам, словарь, 1988г.)
-джихад руки, то есть " принятие дисциплинарных мер, в том числе и уголовных, в отношение нарушителей норм шариата..." (см. там же).

В средневековый период инакомыслие в разноплеменном мусульманском обществе практически исчезло, люди стали жить и мыслить одинаково. И если поначалу это было прогрессивным процессом (объединение и создание монолитного государства), то со временем отсутствие инфраструктуры в обществе (светского образования, развития искусств, науки, торговли, базовой экономической доктрины) и одностороннее взаимодействие с западным миром, привело к застою, стагнации.

И вдруг это неожиданно заканчивается.
Но как тут не увлечься надеждами!!!
И мусульманские деятели, вовсю используя разногласия стран западного мира, их сырьевую зависимость, плюрализм западных институтов, особенно Лиги Наций и ООН, вырываются на просторы мировой политики. Эфир наполняется голосами множества новых мусульманских государств (Марокко, Алжир, Ливия, Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Ливан, Иордания и др.), внешне светских, но, по сути, всецело исламистких, вскармливающих (тайно или откровенно) вышеназванные террористические партии и союзы.
Два возникших на Западе блока (христианский и ленинский), не придавая этому большого значения, продолжают активно инвестировать средства в военный потенциал арабских стран, стараясь натравить их против другого блока.

Но Творцу было угодно, чтобы ленинский колосс рухнул и страны восточного блока вновь благополучно (или почти) влились в систему христианских ценностей, создав единство и усилив мощь.
Надежды исламских государств на былое возрождение рухнули!
Опять один на один с богатым христианским миром. А тут ещё новая напасть! Возникает в самом сердце мусульманской системы еврейское государство, грозящее раковой опухолью опутать изнутри исламский мир. И не потому что оно еврейское, а лишь вследствии своего весьма активного участия в создании самых что ни на есть западных ценностей.

Ну как тут не пасть духом окончательно!
Не пали, но и не придумали ничего нового, как объединив усилия, направить их на обострение всё той же старой идеи священной войны, наполнив её суть привычным низаритским экстремизмом, но глобального характера.
И заполыхали костры! Израиль, Нью Йорк, Москва, Кавказ, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, мусульманская Африка и т.д. Лозунги везде одни и те же. Первое, христианский мир - главный и наиважнейший враг исламского мира, и второе - завоевание изнутри материальных богатств христианского мира (вползание в банковскую и промышленную, особенно военную, системы), которое единственно поможет установлению царства Аллаха на земле. Кстати, это не несбыточная мечта. В книге известного идеолога исламизма Шамима Сиддики, НьюЙорк, 1989 г.) обосновывается тезис о возможности прихода к власти мусульман в США к 2020 году...

А совсем недавно в Ливане собрались ведущие суннитские и шиитские религиозные деятели, и первое постановление съезда гласит: "Акты терроризма есть часть священной борьбы, которую необходимо укреплять и расширять."
Ни мало, ни много!
Расширение кажется достигло максимума, фронт борьбы - весь мир.
Так чем же завершится противоборство?
Существуют два пути - техногенный и природный.
Первый путь.
Чёткое расчленение исламского мира, в процессе которого необходимо выделить фундаменталисткое ядро (немногочисленное, но сильное, сплочённое и богатое), осудить его и изолировать от мирового сообщества. Разработать международную программу, объединив силы и средства всего Западного мира, в том числе и религиозных конфессий, многолетнего динамического прорыва в систему просвещения и образования самых глубоких слоёв мусульманского субэтноса - с тем, чтобы постепенно создать и укрепить в их сознании веру в универсальность западного общественного устройства и западной системы ценностей. Лучшего пока не создано людьми!!!
Второй путь.
Ничего не делать и не создавать. Согласно теории этногенеза, жизнь этносов подчиняется некоей природной закономерности, что естественно касается и арабского субэтноса. Динамика его развития, в соответствии с названной закономерностью, подошла в XXI веке к так называемому периоду обскурации, то есть фазе затухания энергии сообщества. В этой фазе ведущее положение в обществе занимают многочисленные секты, союзы, партии, тайные организации, стремящиеся разрушить мир гармоничных людей, любящих свой обывательский покой и весьма далёких от глобальных замыслов лидеров. В сообществе этой фазы развития "всё продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того, чтобы властвовать, необходимо применять тактику разбойничьего атамана - всех подозревать и убивать, убивать..." (Л.Гумилёв, Москва, 1995 год). Согласно той же теории, период обскурации заканчивается мемориально-реликтовой фазой развития общества, когда "...люди сохраняют лишь память о своих исторических делах и традициях, а затем вообще наступает блаженное время забвения (гомеостаза) и граждане живут в гармонии с родным ландшафтом, предпочитая обывательский покой; при этом энергии общества хватает только на развитие хозяйства..." (Л.Гумилёв, там же)

То есть нам предлагается подождать, недолго, каких-то 100-200 лет.
Третьего пути не дано. Выбирайте, гармоничные люди!