Дмитрий Хмельницкий "Между исламофобией и антисемитизмом"

Дмитрий Хельницкий Между исламофобией и антисемитизмом

Результаты ежегодного исследования уровня ксенофобии в Германии. Три года подряд ученые университета в Билефельде под руководством профессора Вильгельма Хайтмайера проводят социологические опросы для выявления уровня ксенофобии населения Германии. На научном языке это называется исследованием синдрома "враждебности по отношению к группам людей" (Gruppenbezogene Menschenfeindlichkeit). Речь идет об отторжении людей только по причине их принадлежности (реальной или приписываемой) к тем или иным группам, без учета индивидуальных качеств.
Групповая ксенофобия - довольно широкое понятие, охватывающее группу родственных явлений. Исследователи включили в это понятие семь отдельных элементов, по каждому из которых проводились опросы.
1. Расизм, под которым понимается уничижительное отношение к другим на основе воображаемой более высокой "естественной" ценности собственной группы.
2. Враждебность к иностранцам (Fremdenfeindlichkeit). Она порождается различием в культурах, которое понимается как угроза собственному благополучию.
3. Антисемитизм - враждебное восприятие различных еврейских групп и их символики.
4. Гетерофобия (Heterophobie), уничижительное и отторгающее отношение к группам, поведение и образ жизни которых которых отличается от "нормального" - к гомосексуалистам, бездомным, инвалидам.
5. Исламофобия - отторгающее отношение к мусульманам, их ритуалам, их общественно-политической и религиозной деятельности.
6. Претензии на социальные преимущества для старожилов (Etabliertenvorrechte). Они выражаются в форме требований привилегий для давних жителей страны (независимо от их происхождения) по отношению к новоприбывшим.
7. Сексизм - подчеркивание различий между полами в смысле демонстрации социальной значимости мужчин и подчиненного положения женщин. Сексизм некоторым образом есть особый случай, поскольку в униженном положении оказывается не меньшинство, а большинство населения.
Объединяет эти понятия признание неравноценности различных групп населения. В разных странах жертвами ксенофобии могут оказываться разные группы. Семь перечисленных вариантов актуальны, по мнению ученых, именно для Германии.
Их можно поделить на три группы. Первая - расизм и враждебность к чужакам, то есть привычные варианты этнической ксенофобии.
К религиозной ксенофобии исследователи отнесли антисемитизм и исламофобию, хотя методологически такую классификацию можно оспорить. Антисемитизм часто (или даже чаще всего) направлен не на религиозных иудеев, а на людей еврейского происхождения, то есть фактически представляет собой расизм. А исламофобия опять же чаще всего порождается не конфликтом религиозных представлений, а реакцией на чужую культуру или политическими пристрастиями.
Третья группа представлена предрассудками по отношению к людям той же культуры, но иных привычек, образа жизни или представляющих особые социальные группы. Это негативное отношение к сексуальным меньшинствам, безработным и инвалидам (гетерофобия), сексизм, требование социальных привилегий для особых групп населения.
В реальности все теоретически сконструированные варианты ксенофобии связаны между собой и совсем друг друга не исключают. В основе всех лежит убежденность в неравноценности людей.
Сравнение результатов опросов 2004 г. с результами прошлых лет показало, что в целом уровень ксенофобии в Германии вырос, но незначительно. При этом в 2003- 2004 гг. рост был менее заметным, чем в 2002-2003 гг.
В целом 60% опрошенных продемонстировали неприязнь к чужим, согласившись с тем, что в Германии живет слишком много иностранцев. С требованием того, чтобы иностранцы возвращались к себе на родину в случае недостатка рабочих мест в Германии в 2004 г. согласились 36% (в 2002 - 27% опрошенных).
Авторы исследования обращают особое внимание на то, что неприязнь к иностранцам сильно выросла среди опрошенных, придерживающихся центристских политических взглядов. Это указывает на смещение установок в наиболее политически стабильном слое населения. В 2004 г. 65% опрошенных из этой группы посчитали, что в Германии слишком много иностранцев. В 2002 году таких было 58%.
Довольно сильно выросла за два года враждебность к гомосексуалистам и бездомным и инвалидам. Число ответов, которые можно интепретировать, как негативные, выросло с 3, 6% в 2002 г. до 6% в 2004. При дополнительном вопросе о том, не следует ли убрать бездомных с пешеходных зон, уровень дискриминационных утвердительных ответов вырос 35% до почти 39%.
В целом не вырос за два года уровень исламофобии. Хотя некоторые аспекты опроса все-таки указывают, по мнению авторов, на ухудшение ситуации. Например, с утверждением, что ислам породил замечательную культуру в 2004 г. не согласились 43% опрошенных (в 2003 - 37%). С утверждением, что мусульманская культура может существовать в западном мире, не согласились в 2003 г. почти 66% , а в 2004 г.уже почти 70% опрошенных. Отрицательное отношение к мусульмунам выросло с 34% до 39% . О нежелании поселиться в районе, где живет много мусульман, заявили в 2004 г. 58%, а в 2002 г. - 52% опрошенных.
В какой степени эти данные указывают на определенный процесс измений во взглядах, а в какой связаны с разовой реакцией на информацию о терактах в Мадриде в марте 2004 г., по мнению ученых, еще предстоит выяснить.
Показатели по остальным вариантам синдрома "враждебности по отношению к группам" остались без особых изменений.
В таблице показаны результаты опроса за 2004 г. в процентах. Данные, указывающие на синдром "Враждебности к группам людей" выделены серым цветом.
Формулировки тезисов

Категорически не соглсен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен
Расизм
Переселенцы должны иметь привилегии, поскольку у них немецкое происхождение 37,4 40,6 14,0 7,9
Белые заслуженно играют ведущую роль в мире. 58,5 28,4 7,9 5,2
Вражда к иностранцам
В Германии живет слишком много иностранцев 11,1 29,1 29,7 30,1
При нехватке рабочих мест следует высылать на родину живущих в Германии иностранцев. 22,5 41,6 19,5 16,5
Антисемитизм
Евреи обладают в Германии слишком большим влиянием. 43,6 34,9 10,9 10,6
В преследовании евреев виноваты сами евреи. 50,4 32,2 11,1 6.3
Гетерофобия
Отвратительно наблюдать, когда гомосексуалисты публично целуются. 30,5 31,9 14,2 23,5
В присутствии инвалидов люди чувствуют себя не комфортно. 42,3 30,2 20,4 7,1
Бездомные в городах неприемлемы 15,8 39,1 28,5 16,5
Исламофобия
Мусульманамнельзя разрешать переселяться в Германию 28,4 47,5 12,1 11,9
Из-за обилия мусульман я иногда чувствую себя иностранцем в собственной стране 25,3 39,6 17,2 17,9
Мусульмане в Германии должны иметь право жить по своим религимозным законам. 8,2 20,2 35,7 35,9
Призыв на молитву с помощью громкоговорителя­ – личное дело мусульман. 15,6 27,8 25,7 30,9
Привилегии для старожилов
Новоприбывшие должны удовлетворяться малым. 12,4 26,2 28,6 32,9
Те, кто здесь всегда живут, должны обладать большими правами, чем новоприбывшие. 31,0 33,5 17,7 17,8
Классический сексизм
Женщины должны снова начать осознавать себя в роли жены и матери 34,1 36, 5 19,1 10,2
Женщина должна больше заботиться о карьере мужа, чем о своей собственной 36,0 38,4 15,5 10,1
При внимательном сравнительном анализе результатов опросов 2002-2004 гг. можно сделать вывод, что только неприязнь к иностранцам имеет тенденцию к последовательному росту. Претензии на привилегии для старожилов в 2003 г. упали ниже уровня 2002 г, а к 2004 г. немного его превысили.
Уровень гетерофобии в 2004 г. снизился в целом по сравнению с 2003. При этом негативное отношение к гомосексуалистам усилилось. Но этот процесс как бы компенсируется снижением уровня отрицательного отношения к бездомным и инвалидам.
Уровень исламофобии за время исследований очень незначительно вырос.
Уровень сексизма после повышения к 2003 г. резко снизился в 2004 г., упав ниже уровня 2002 г.
Уровень антисемитизм слегка повысился к 2003 г и , а в 2004 г. опять понизился.
Уровень расизма после легкого повышения в 2003 г. в 2004 г. упал ниже уровня 2002 г.
В целом показатели ксенофобии в 2004 году очень незначительно отличаются от данных 2002 г. Резких подвижек нет. Осси и весси Результаты опроса на Востоке и на Западе Германии различаются довольно сильно. Например, на Востоке показатель враждебности к иностранцам вырос с 46% в 2002 г. до 56% в 2004. На Западе, соответственно, с 32% до 36%.
Уровень исламофобии вырос в восточной Германии с 25% в 2003 г. до почти 31% в 2004. В западной Германии исламофобия осталась практически на прежнем, более низком уровне, - соответственно 21% и почти 22%.
Антисемитизм на Востоке вырос за два года на 1% и достиг 13%. На Западе, однако, - на 2% и достиг 15%.
Было бы крайне интересно, если бы исследователи еще больше дифференцировали результаты и провели специальные опросы среди других групп населения Германии. Например, среди выходцев из бывшего Советского Союза, восточных и западноевропейских стран. Это могло бы дополнительно прояснить проблемы интеграции этих групп. Точно так же, как выделение результатов исследования на востоке Германии делает очевидными трудности интеграции "осси" в западнонемецком обществе. Мужчины и женщины В 2002 г. исследователи были неприятно удивлены неожиданно высокими показателями расизма и враждебности к иностранцам среди женщин. Этот же феномен был подтвержден данными 2003 года.
Данные 2004 года еще раз подтвердили обнаруженную тенденцию. В 2002 г. 38% женщин были настроены отрицательно по отношению к инстранцам. В 2004 г. этот показатель превысил 45% (у мужчин - около 35%).
Уровень исламофобии в 2004 году среди женщин тоже оказался выше, чем у мужчин - 26% против 21%.
Расистов среди женщин тоже оказалось в 2004 г. более, чем на 2% больше по сравнению с мужчинами (12;6% и 10,4%).
Однако уровень женского антисемитизма в 2004 г. оказался ниже, чем мужского - 12,5% против - 16,9%.
Неприязнь к гомосексуалистам, бездомным и инвалидам выросла у мужчин с 32% до 37% , в то время, как у женщин - с 26% до 32%.
Антисемитизм При анализе антисемитских настроений в Германии исследователям было необходимо предварительно ответить на вопрос о том, где пролегает граница между критикой политики Израиля и антисемитизмом. Это представляет собой действительно серьезную проблему, поскольку уже несколько лет во время общественных дискуссий в Германии звучит тезис "Сегодня нельзя критиковать Израиль без того, чтобы прослыть антисемитом". Отмахнуться от него невозможно, поскольку основания для таких суждений налицо. Поэтому прежде всего авторам исследования следовало решить, в какой степени справедливо встречное и тоже весьма популярное утверждение о том, что за критикой Израиля скрываются антисемитские установки и что такая критика представляет собой легализованный обществом вариант антисемитизма.
Было решено считать антисемитской такую критику Израиля, при которой "Израилю отказывается в праве на существование и в праве на самозащиту, которая содержит исторические сравнения израильской политики в отношении палестинцев с преследованием евреев в Третьем рейхе, которая оценивает израильскую политику по двойным стандартам, переносит антисемитские стереотипы на государство Израиль, переносит критику Израиля на всех евреев в целом или всех евреев в целом делает ответственными за происходящее на Ближнем Востоке".
Такой подход трудно считать слишком уж убедительным. Формулировка противоречивая и неясная. Отдельные понятия не разъяснены. Скажем, критика официальной политики Израиля со стороны собственной израильской левой оппозиции вполне может попасть под некоторые из этих определений и оказаться абсурдным образом "антисемитской".
Совершенно непонятно, почему авторы исследования автоматически относят к антисемитским установкам "исторические сравнения израильской политики в отношении палестинцев с преследованием евреев в Третьем рейхе". Сравнивать можно что угодно с чем угодно, позитивно или негативно оцениваются в нормальным условиях только результаты сравнений, исходя из их обоснованности. Ничто же не мешает сравнивать европейские демократии с Третьим Рейхом? В конце концов, сравнения могут быть и в пользу Израиля.
Не менее странно и отнесение к антисемитизму "оценки израильской политики по двойным стандартам". Двойные стандарты - это всегда плохо. Но оценивать политику Израиля по двойным стандартам можно и в пользу Израиля. Тоже получается антисемитизм?
Авторами опроса, скорее всего ,двигало желание не нарушить действующие правила политкорректности. Но противоречия так или иначе выплыли в результатах опроса.
Исходя их вышеизложенных критериев, авторы разработали пять групп вопросов, рассчитанных на выявление антисемитских настроений, и одну группу, выявляющую критическое отношение к Израилю без примеси антисемитизма.
К сожалению, в опросе не учитывалось, что слово "еврей" может пониматься опрашиваемыми по-разному - либо как верующий иудей (самое распространенное в Германии значение), либо человек еврейского происхождения (расистский критерий), либо представитель одной из еврейских культур (этнический критерий) , либо израильтянин (гражданство или место жительства). Поскольку в реальности это все разные группы людей, то отсутствие дифференциации в вопросах в определенной степени обесценило или даже сделало невозможным однозначный анализ ответов.
Таким образом, в опросе 2004 г. антисемитизм выявлялся авторами исследования в пяти различных вариантах - "классический антисемитизм"; "вторичный антисемитизм"; "антисемитизм, обусловленный критикой политики Израиля"; "антисемитская сегрегация", "критическое сравнение Израиля с нацизмом".
Результаты опроса приведены в таблицы. Серым цветом выделены данные, указывающие, по мнению авторов опроса, на антисемитские установки и на критику Изриля, не связанную с антисемитизмом (два последних вопроса).

Формулировки тезисов

Категорически не соглсен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен

Классический антисемитизм

У евреев в Германии слишком много влияния. 43,6 34,9 10,9 10,6
Евреи сами виноваты в том, что их преследуют 50,4 32,2 11,1 6,3
Вторичный антисемитизм
Меня раздражает, что немцам и сегодня предъявляют претензии в преступлениях против евреев 11,9 19,8 23,8 44,5
Мне неприятно постоянно слышать о немецких преступлениях против евреев. 14,6 23,2 20,9 41,3
Антисемитизм, обусловленный критикой политикиИзраиля
Из-за израильской политики евреи становятся мне все менее симпатичными. 23,1 45,2 19,1 12,6
УчитываяполитикуИзраиля, ямогупонятьлюдей, которыеимеютчто-топротивевреев. 18,9 36,8 28,9 15,5
Антисемитская сегрегация
Немецкие евреи чувствуют себя больше связанными с Израилем, чем с Германией 7,9 36,6 33,7 21,9
Евреи в Германии интересуются больше израильской, чем немецкой жизнью. 10,7 41,5 29,2 18,6
Критическое сравнение Израиля с нацизмом
Израиль ведет с палестинцами войну на уничтожение. 7,6 24,0 33,2 35,1
То, чтоИзраильсегодняделаетспалестинцами,посуществунечтоиное, както, чтонацистывТретьемрейхеделалисевреями. 18,8 30,0 23,9 27,3
Неантисемитская критикаИзраиля
Я прихожувярость, когда думаюотом, какИзраильобращаетсяспалестинцами. 4,0 14,2 37,5 44,4
То, что Израиль отбирает у палестинцев их землю, – несправедливо. 3,9 10,0 34,5 51,5
Доля опрошенных, положительно ответившая на вопросы, оказалась для авторов опроса неожиданно высокой. Уровень "классического антисемитизма" сохранился на старом довольно низком уровне (21,5 и 17,4% ), но отрицательное отношение к евреям, обусловленное несогласием с политикой Израиля, высказали 31,7 и 44,4% опрошенных. Другими словами, это те люди, которые отрицательное отношение к правоэкстремистской (с точки зрения европейских представлений) политике Израиля перенесли на тех, кого они считают евреями.
Половина поставила под сомнение лояльность к Германии живущих в ней евреев.
Около 65% опрошенных выразили неудовольствие тем, какие формы приняло обсуждение нацистских преступлений против евреев.
И почти половина опрошенных считает оправданным сравнение политики Израиля с нацистскими методами.
***
Авторы исследования полагают, что согласие с тезисами "Из-за израильской политики евреи становятся мне все менее симпатичными" и "Учитывая политику Израиля, я могу понять людей, которые имеют что-то против евреев" несомненно указывает на проявление антисемитских установок. С этим трудно не согласиться. Менее очевиден их вывод, что согласие с тезисами "вторичного антисемитизма" и "антисемитской сегрегации" также указывает на проявления антисемитизма.
Скажем, согласие с тезисами "Меня раздражает, что немцам и сегодня предъявляют претензии в преступлениях против евреев" и "Мне неприятно постоянно слышать о немецких преступлениях против евреев" ("вторичный антисемитизм" по классификации авторов исследования) вовсе не обязательно демонстрирует нелюбовь к еврееям. Причины могут быть разными, например, скука от назойливого повторения давно известного. Или естественное и законное нежелание брать на себя лично вину за преступления других: ведь разговоры "о вине немецкого народа в целом" - совсем нередкая приправа к рассказам о нацистких преступлениях.
Для сравнения - сегодня в России нежелание постоянно слышать напоминания о преступлениях советской власти вовсе не указывает в обязательном порядке на симпатии к коммунизму и неприязнь к его жертвам. Могут быть и другие причины.
Необыкновенно высоким оказался процент несогласных с политикой Израиля - более 80% (81,9 и 86%). Причем, эта тенденция гораздо более ощутима среди опрошенных с левыми политическими симпатиями, нежели среди представителей правого политического лагеря.
Тут надо учесть, что с точки зрения принятой в Германии (и вообще в Европе) политической шкалы, политика Израиля выглядит правой (или даже крайне правой). А расизм и "классический антисемитизм" в Европе - принадлежность как раз право-радикальных политических кругов.
Авторы опроса делают вывод - критика политики Израиля в отношении палестинцев совершенно не обязательно связана с "классическим антисемитизмом". Судить следует не по самому факту критики, а по ее характеру.
Другими словами, критическое обсуждение политики других государств только тогда приемлимо, когда оно не обусловлено предрассудками. Когда дискутанты не пытаются возложить ответственность за государственную политику на те или иные группы людей, не имеющих к ней прямого отношения. В противном случае политические дискуссии переступают грань, за которой начинается ксенофобия. Полностью результаты исследования опубликованы в книге
"Deutsche Zustande. Folge 3", Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Mein, 2004.