Галина Галкина "Голливуд без грима"

Галина Галкина,
специальный корреспондент “Известий”

Граждане арены

Русские циркачи в Лас-Вегасе – это сюжет для целого романа. Столько судеб здесь переплелось, столько жизненных драм вместила в себя главная лас-вегасская улица, по-простому именуемая в народе «Стрип». Русских артистов здесь ценят и привечают, но и эксплуатируют нещадно.

Недавно мне на глаза попался американский журнал « Spirit » за 1993 год. А в нем – специальный репортаж: «Звезды русского цирка превратили лас-вегасский Стрип в Москву». Его автор еще не знала, что эти слова окажутся пророческими. Если в 1993 году на Стрипе выступали 5 русских циркачей, а в Лас-Вегасе проживали всего 100 русских, то через десять лет уже ни одно шоу Лас-Вегаса не обходилось без русских артистов, а русское сообщество города разрослось ни много ни мало до 5 тысяч.

 

Вначале был Жижикин

Игорь Жижикин оказался в Лас-Вегасе в 1989 году. Случилось это после того, как он вместе с артистами первого циркового кооператива времен перестройки поехал в турне по Америке, а импресарио скрылся с деньгами. Пока церковь подкармливала русских артистов овсяной кашей, газеты и телевидение обращались к общественности с призывами о помощи. На зов откликнулись «Союзгосцирк» и Эмиль Кио, который гастролировал в то время по США. Но Игорю не пришлось этим воспользоваться: он уже сыграл в роковом для себя футбольном матче вместе с мексиканскими акробатами из лас-вегасского шоу Circus - Circus . Когда братья-акробаты узнали, что Игорь ловитор (так называется один из членов акробатической группы), то предложили заменить их заболевшего отца в «Воздушном полете», а заодно и пожить в их доме.

«Я думаю: а почему бы и нет! – вспоминает Игорь. - Виза у меня еще действует, а вот дальнейших предложений у нашей труппы пока нет. Без денег возвращаться в Москву стыдно. Если останусь, смогу заработать на подержанную машину».

Заработать на машину, даже подержанную, никак не удавалось. Мексиканский папа быстро поправился, и Игорь оказался не у дел. Разрешения на работу в Америке у него не было, так что дворником его устроили «по блату». Женитьба на американке быстро закончилась разводом и необходимостью выплачивать ей алименты из более чем скромной дворницкой зарплаты. И тогда Игорь решился заговорить с продюсером отеля-казино Stratusphere Tower , с которым его случайно познакомили. В его арсенале было несколько английских слов, а за плечами - марка московского цирка.

«Ты, правда, из московского цирка? – переспросил продюссер. - О, тогда ты можешь все! Приводи своих друзей, лучше всего - акробатов. Я пока еще не знаю, что вы будете делать, но мы что-нибудь придумаем!». Толя и Ира Мягкоступовы вместе с Равилем Бигдагировым вылетели из Нью-Йорка в Лас-Вегас по первому зову Игоря. После нескольких репетиций все ребята, за исключением получившего травму ноги Равиля, подписали контракт с Stratusphere Tower . Это был первый контракт русских циркачей в Лас-Вегасе!

«Когда я узнал, что мне собираются платить по 850 долларов в неделю, у меня чуть голова не закружилась. Работая дворником, я получал по 250 долларов, из которых 50 отдавал разведенной жене. А тут денег навалом, да еще вокруг все блестит и сверкает под развеселую музыку. В общем, сбылась голубая мечта! На самом деле шоу-то было маленькое, а мне оно казалось великим. Через год я увидел по-настоящему великое шоу Jubilee , которое шло в отеле-казино Bally . Кто-то посоветовал мне попробоваться на роль Самсона. К тому времени я наловчился делать девчонкам поддержки в адажио, что очень цинилось у претендентов на эту роль. В общем, свершилось чудо, и я стал солистом самого грандиозного шоу Америки, в котором принимали участие 120 человек! Денег мне дали еще больше. За мной также закрепили личного гримера с отдельной гримерной. А по всему городу развесили стенды с моим изображением. Когда моя мама спустилась с трапа самолета в аэропорту Лас-Вегаса, то первым, что она увидела, оказался я, улыбающийся ей с рекламного щита. Бедная мама потеряла сознание: её сын - комсорг «Союзгосцирка» - стал звездой лас-вегасского шоу!»

«Игорь, ты у нас лучший Самосон за все время существования шоу, - говорили ему в Bally . Если ты не уйдешь от нас, то будешь работать сколько хочешь, пока не развалишься». Хорошее отношение к Игорю проявлялось не только в увещеваниях. Ему постоянно повышали зарплату, а также помогли получить green card . Игорь купил дом с бассейном, рядом построил другой - для приема гостей, где и отрывался по полной программе.

Но со временем популярность классических лас-вегасских шоу, ярким представителем которых и было Jubilee , померкла в сравнении с экспериментами труппы Cirque du Soleil . И Игорь, отработавший Самосоном четыре с половиной года, неожиданно для всех воспользовался приглашением Павла Брюна и ушел в Cirque du Soleil простым ловитором на меньшую зарплату.

«Почему я это сделал? Мне хотелось что-то поменять. Первые два года в Jubilee я чувствовал себя на вершине блаженства. Одна мысль, что я - первый и единственный русский циркач, ставший солистом лас-вегасского шоу, приводила меня в полный восторг. Мне было 26 лет, и дважды в день меня окружали восемьдесят симпатичных девчонок, шестьдесят из которых танцевали топлес. Друзья завидовали: «Везет же тебе, Игорь!» А я начал потихоньку сходить с ума от однообразия. Да и соскучился по общению с русскими, которыми был полон Cirque du Soleil.

Почему там столько русских...

Cirque du Soleil или «Цирк Солнца» известен своей интернациональностью: пятьсот его артистов принадлежат к сорока нациям, но большинство из них – русские. В каждой программе работают не меньше десяти русских артистов, а в такой, как «Алегрия», их процентов семьдесят. Многие номера этой програмы были поставлены московскими режиссерами Андреем Львовом, Александром Моисеевым и Павлом Брюном, которые и приглашали в них «своих». Русское сообщество особенно разрослось в последние годы, когда Павел Брюн работал художественным руководителем сразу двух шоу – «Мистер» и «О». За это время он привел в Cirque du Soleil не только русских циркачей и спортсменов, но и педагогов.

«Галя, - спросил меня Павел при нашей первой встрече, которая случилась три года назад, - могли бы вы представить раньше, что русский человек станет художественным руководителем двух самых престижных шоу Лас-Вегаса?»

Честно говоря, мне верилось в это с трудом.

«Изначально Cirque du Soleil представлял из себя группу полусумасшедших энтузиастов - в творческом смысле этого слова. Они занимались сочетанием, казалось бы, несочетаемых жанров живого представления. Тем же самым был увлечен тогда и я. В 1987 году в Лос-Анжелесе они имели грандиозный успех. И с тех пор только укрепляли свои позиции в Америке. Среди множества предложений, которые поступили к ним, выделялось одно – от Стива Винна. Превращая столицу игорного бизнеса в столицу шоу-бизнеса, Стив Винн предложил построить для Cirque du Soleil театр.

В течение года наш шапито стоял позади казино “Мираж”, привлекая все больше и больше зрителей. А в это время шло строительство отеля-казино “Остров Сокровищ», в котором и должен был открыться театр для нашего нового шоу “Мистер”. Моя роль в этом шоу называлась «приглашенный хореограф». Со временем я был приглашен на должность художественного руководителя шоу «Мистер». В первые полгода своего существования оно перекрыло все ожидаемые показатели по продаже билетов. В то время Стив Винн разрабатывал проект отеля-казино «Белладжио» и предложил построить для нас еще один театр. «Два театра на Стрипе?» - поначалу мы были огорошены, что даже не представляли, как это мы будем сами с собой конкурировать. Но мистер Винн сказал, что он давно мечтает о создании водного шоу в пустыне. Был создан проект грандиозного театра, в котором обычная сцена легко трансформируется в глубокий бассейн, принимающий различные формы, и где вода должна быть одним из главных персонажей шоу, каких еще не видел мир. Каково же было мое удивление, когда меня пригласили стать художественным руководителем водного шоу «О». Не оставляя «Мистер», я вместе с другими в течение последних лет «болел» тем, что вы сегодня видели – шоу «О», которое открылось в октябре 1998 года. Это натуральное счастье просыпаться утром и сознавать, что у тебя есть две колоссальные лаборатории, где можно ставить творческие эксперименты. В моем распоряжении оказались два современно оборудованных театра и 200 образованных молодых людей, стремящихся к новшествам. Большинство из них – бывшие работники «Союзгосцирка», которые по моей инициативе и заключили контракты с Cirque du Soleil ».

« Крепостные» актеры

Первой жертвой циркового монополиста стал Вячеслав Полунин, или, как его называют в народе, Асисяй. Он с интересом проработал в Cirque du Soleil целый год, но потом началась рутина. Подписанный контракт не давал возможности все бросить и уйти, хотя работа потеряла для него смысл. У знаменитого клоуна началась жесточайшая депрессия. В течение нескольких месяцев он смотрел в стену, ничего не замечая вокруг. Руководство цирка сжалилось над ним и обещало его отпустить на все четыре стороны, если он найдет себе достойную замену.

Полунина выручили его ученики – клоуны-лицедеи Леонид Лейкин и Валерий Кефт. Они испробовали на себе практически все возможные виды контрактов с Cirque du Soleil - от европейских туров до работы в стационарах Соединенных Штатов. Сейчас клоунский дуэт работает в шоу «О», которое вот уже четыре года идет в Лас-Вегасе с аншлагом. В течение 22 минут (а все шоу целиком длится девяносто) Леня и Валера держат внимание зала, не произнося ни слова. Их клоунада – не буффонада, скорее лирическая философская медитация. Оба рыжие клоуны, они могли бы сказать друг другу: «Сам ты рыжий!» и разойтись в разные стороны. Но за 20 лет работы они приноровились к совместному существованию.

«Не настигла ли вас депрессия во время работы в Cirque du Soleil , как это случилось со Полуниным?» - поинтересовалась я. «Пока еще держимся, хотя и на пределе. Cirque du Soleil - это завод: смену «отмахал» и свободен. За неделю надо отработать десять смен. Про свое творчество и имя лучше забыть – есть только Cirque du Soleil . Если мы начнем показывать, на что способены, то шоу затянется, и наш партнер-казино, который зарабатывает в минуту пять тысяч долларов, понесет убытки».

•  Почему же вы продлили контракт с цирком еще на год?» - спрашиваю я.

•  Хотим подзаработать денег и дождаться «зеленой карты». Это и держит.

•  А на родину собираетесь возвращаться?

•  Нам хочется иметь собственную базу в Лас-Вегасе и свободу передвижения по миру. Многие русские артисты, которые получили американское гражданство, живут и работают там, где хотят.

•  Придаете ли вы большое значение смене гражданства?»

•  Американское гражданство – символ свободы. Насколько оно связано с чувством патриотизма к Америке – не знаю. Некоторые русские брюзжат по привычке, выражая недовольство то тем, то этим, но на родину, заметьте, при этом не возвращаются.

Игорь Жижикин проработал в Cirque du Soleil четыре года. Разнообразие ролей, которые он исполнял в шоу «Мистер», поначалу казалось настоящим отдохновением по сравнению с его Самсоном. В цирке Игорь ходил на ходулях, играл на барабанах, работал на подкидных досках и в воздушном полете. Тем не менее рамки, в которых ему позволялось функционировать, оказались довольно-таки жесткими и в принципе мало чем отличались от предыдущих. Игоря начала одолевать конвейерная хандра, которой в свое время здесь переболел Слава Полунин. Чтобы не впасть в депрессию, Игорь решил попробовать себя в роли продюсера: начал приглашать артистов из России, делать маленькие программы, продавать номера различным шоу. Эта деятельность противоречила контракту с Cirque du Soleil и не могла долго оставаться безнаказанной. Пришлось сделать выбор между цирком и самостоятельностью. Он выбрал последнее. И не прогадал.

Теперь в Лас-Вегасе Игорь создает и продает шоу, а в свободное от этого занятия время снимается в Голливуде и в России. Мужественное лицо Игоря Жижикина также стало символом популярной компьютерной игры Red Alert.

«Мне жалко ребят из Cirque du Soleil, работа в котором выжимает из них все соки. После окончания контракта их выставляют за дверь, часто сильно подорванными психически и физически. Разрешение на проживание и работу в Америке заканчивается одновременно с контрактом, да и навыков выживания у них нет. Два шоу в день и обязательная дневная репетиция приближают их положение к тому, в котором когда-то находились русские крепостные актеры. Но характерно, что и обратно никто не возвращается. Заработанное отдается адвокатам целью получения заветной green card. Возможно, сейчас ребята поумнели и начали готовить «отступление» до окончания контракта».

В заключение я все-таки спросила: «Скажи мне правду, кто же из русских артистов открыл Лас-Вегас? Все говорят: «Мы первые, мы первые!» - «А вы не стесняйтесь, спросите так: «Кто из вас раньше приехал – вы или Жижикин?» Циркачи – народ честный. Врать не станут».

Примечание: недавно Леня Лейкин покинул Cirque du Soleil .