Михаил Ковсан. Молитва о спасении и имена Бога

1. Было: услышав, разорвал царь Хизкияѓу одежды свои,

во вретище облачившись, в Дом Господень пошел.

 

2. Послал он Эльякима, ведающего дворцом, и Шевну, писца, и старейших коѓенов, облаченных во вретище,

к Иешаяѓу сыну Амоца, пророку.

 

3. Сказали ему: "Так сказал Хизкияѓу, это день беды, наказания, посрамления, ибо дошли младенцы до места родов, и нет сил родить(а).

 

4. Может, услышит твой Господь Бог слова равшакэ(б), посланного царем Ашура, его господином, хулить Бога Живого, и воздаст за слова, которые слышал твой Господь Бог,

и вознесешь ты молитву об остатке живущем?"

 

5. Пришли рабы царя Хизкияѓу к Иешаяѓу.

 

6. Сказал им Иешаяѓу: "Скажите вашему господину,

так сказал Господь: Не страшись слов, которыми хулили Меня слуги царя Ашура.

 

7. Дух пошлю на него: услышит весть — в свою страну возвратится,

а Я мечом в его стране поражу".

 

8. Вернулся равшакэ, нашел царя Ашура, воюющим с Ливной,

ибо слышал, что тот ушел из Лакиша.

 

9. Услышал он сказанное о царе Куша Тирѓака(в): вышел он воевать с тобой; услышав, послал гонцов к Хизкияѓу сказать.

 

10. Так скажите вы Хизкияѓу, царю Иеѓуды: "Не спасет тебя Бог твой, на которого уповаешь ты, говорящий:

Иерушалаим отдан не будет в руки царя Ашура.

 

11. Вот, ты слышал, что сделали цари Ашура с землями, их разгромив,

а ты уцелеешь?

 

12. Спасли их боги народов, которых отцы мои истребили? Гозан и Харан, Рецеф, сыны Эдена, что в Тласаре?

 

13. Где царь Хамата и царь Арпада, царь города Сфарваим,

Эйны и Ивы?"

 

14. Взял Хизкияѓу послание из рук послов и прочитал,

поднявшись в Господень дом, Хизкияѓу пред Господом его развернул.

 

15. Молился Хизкияѓу пред Господом, говоря.

 

16. Всемогущий Господь, Бог Израиля, восседающий на крувим, Ты — Единственный Бог всем царствам земли,

Ты сотворил небо и землю(д).

 

17. Простри, Господи, слух — услышь, отверзи, Господи, очи — узри,

услышь все слова Санхерива, пославшего хулить Бога Живого(е).

 

18. Верно, Господи,

цари Ашура разорили все страны и земли.

 

19. Предали богов их огню,

ибо они не боги, творение рук человека из камня, из дерева, их истребили.

 

20. А ныне Господь Бог наш, спаси от его руки,

и все царства земные узнают, что Единственный Ты(ж).

 

21. Послал Иешаяѓу сын Амоца к Хизкияѓу, сказав:

"Так говорил мне Господь Бог Израиля(з), ты молился Мне о Санхериве, царе Ашура.

 

22. Вот слово, сказанное Господом(и) о нем:

Издевается над тобой дева, Сиона дочь, глумится, головой тебе вслед качает дочь Иерушалаима.

 

23. Кого поносил, кого ты хулил, на кого голос ты повышал,

высоко глаза поднимал, на Святого Израиля(к)!

 

24. Через рабов своих поносил ты Господа нашего, говоря: 'С множеством колесниц высоко я в горы поднялся, на вершины Ливана —

срубить высокие кедры и лучшие кипарисы, вершин плодоносного леса достигнуть.

 

25. Я вырыл — я воду пил,

я осушил ступнями все реки Египта'".

 

26. Разве не слышал? Давно всё это Я сотворил, в дни древние определил,

ныне исполнил: уничтожил, обратив  в груды развалин укрепленные города.

 

27. Их бессильные жители ужаснулись, отчаялись,

стали травой полевой, зеленью, травою на крышах, еще не заколосившимся хлебом.

 

28. Сядешь ли, выйдешь, придешь ли — Я знал,

и когда Мне дерзил.

 

29. За дерзость твою и беспечность, Моего слуха достигших,

вложу в нос кольцо, в рот твой — узду, возвращу дорогой, которой пришел.

 

30. А это тебе знамение: этот год ешьте выросшее от зерна павшего, на второй год — выросшее само,

на третий — сейте и жните, сажайте виноградники, ешьте плоды их.

 

31. Уцелевший остаток дома Иеѓуды укоренится внизу,

вверху будет он плодоносить.

 

32. Из Иерушалаима выйдет остаток, избавленные — от горы Сион,

это месть Всемогущего Господа сотворит.

 

33. Потому Господь так царю Ашура сказал: В город этот он не придет, стрелою  не выстрелит,

со щитом  не подступит, насыпи не насыплет.

 

34. Дорогой, которой пришел, вернется,

в город этот он не войдет, — слово Господа.

 

35. Я защищу этот город, спасу

ради Себя и ради раба Моего Давида.

 

36. Вышел ангел Господень, поразил в стане Ашура сто восемьдесят пять тысяч;

проснулись утром, и вот: все тела мертвые.

 

37. Двинулся, ушел, возвратился Санхерив, царь Ашура,

и жил в Нинве.

 

38. Было: поклонялся он в храме Нисроха своему богу, и Адрамелэх и Сарэцэр, сыновья, мечом убив его, в землю Арарат убежали;

и вместо него воцарился Эсар-Хадон, его сын.

 

***

(а) Дошли младенцы до места родов, и нет сил родить. Ср.: Словно беременная, чьи роды близки, в муках корчится и кричит,// так и мы, Господь, пред Тобою (26:17).

(б) Равшакэ. Высокий придворный титул в иерархии Ашура. Виночерпий (по-арамейски и на аккадском языке).

(в) Царь Куша Тирѓака. Царь двадцать пятой династии. Царствовал в Египте с 690 по 664 гг. до н.э. Куш. Общее название стран южней Египта.

(г) Гозан и Харан, Рецеф,// сыны Эдена, что в Тласаре. Гозан. Древний город, расположенный на одном из притоков реки Прат (Эвфрат), ныне на территории Сирии. Там была поселена часть изгнанных десяти израильских колен (Цари 2 18:11). Харан. Упомянут еще в книге Брешит (11:31-32, 27: 43, 28:10, 29:4), расположен на одном из притоков реки Прат (Эвфрат), ныне на территории Турции. Рецеф. Точное месторасположение неизвестно; полагают, что большая часть на территории современного Ирака. Эден. Страна, расположенная на берегу реки Прат (Эвфрат), на территории современной Сирии. Тласар. Город на территории Эдена, месторасположение неизвестно.

(д) Всемогущий Господь, Бог Израиля, восседающий на крувим, Ты — Единственный Бог всем царствам земли,// Ты сотворил небо и землю. Молитва начинается с обращения к Богу, содержащего пять видов имен, каждое из которых подчеркивает определенное качество Всевышнего. 1. Всемогущий Господь. Тем самым на первый план выдвигается качество Господа-Воина, что представляется само собой разумеющимся в момент, когда Иерушалаиму угрожают войска Санхерива. 2. Бог Израиля. Также естественным представляется обращение к Всевышнему как национальному Богу евреев. 3. Восседающий на крувим. "И сделал двух крувим золотых; чеканной работы сделал он их с обоих концов крышки. Одного керува с одного конца, а другого керува с другого конца; из крышки выделал он крувим, с обоих концов ее. И были крувим с распростертыми вверх крыльями, покрывающими крыльями своими крышку, а лицами обращены были друг к другу; к крышке были лица крувим" (Шмот 37:7-9). Впервые в Торе крувим появляются после изгнания Адама: их Господь ставит на востоке у Ган Эден, "и острие меча вращающегося, чтобы охранять путь к древу жизни" (Брешит 3:24). Сколько крувим было поставлено там, не сказано: минимум два. Но главная их функция совершенно понятна — охранять. Охранять вход в Ган Эден, охранять ковчег в переносном и постоянном храмах. Охранять что от чего? Святое от профанного. 4. Единственный Бог всем царствам земли. Важно отметить, что единственность Бога дана в сочетании с Его универсальностью. Таким образом, это имя Господа обладает совершенно отчетливой антиязыческой направленностью. 5. Ты сотворил небо и землю. Господь Творец мира, универсума.

            Следует отметить и то, что имена Господа выстроены в стихе в определенном порядке: имена представляют расширяющееся представление о Боге (каждое последующее не отменяет значение предыдущего, но вбирает его в себя): от Бога-Воина, защищающего Город и народ от врага, до Господа Творца мироздания.

(е) Бог живой. Еще одно имя Всевышнего, вполне вероятно, по замыслу автора, обобщающее все перечисленные в предыдущем стихе. Впервые в пророчестве появляется в 4-ом стихе этой главы.

(ж) Единственный Ты. Одно из имен Господа, перечисленных в начале молитвы Хизкияѓу (ст. 16).

(з) Господь Бог Израиля. Еще одно имя Господа, составленное из двух первых имен, упомянутых в начале молитвы Хизкияѓу (ст. 16).

(и) Господь. Одно из имен Господа, перечисленных в начале молитвы Хизкияѓу (ст. 16).

(к) Святой Израиля. Имя Всевышнего, не упомянутое в ст. 16.