Александр Левинтов. ЖРАТВА (Окончание)


Alexander Levintov

Раньше вкусная и здоровая пища
была доступна только богатым людям, а теперь - всем трудящимся.

Анастас Микоян,
эпиграф к "Книге о вкусной и здоровой пище"

 

 

 

 

 

 



Квас

Один из любимейших напитков. Он чем хорош? - Он всем хорош. Но вот сладкий квас, что любят делать в Москве, мне не представляется идеальным. Квас все-таки должен быть кисловатым и щипучим, а не какой-то бурдой-водой. Квасов великое множество: и яблочный, и хлебный, и знаменитый когда-то квас "кислые щи", и прекрасный квас "петровский". Есть квасы, предназначенные для питья, особенно хороши яблочный и "после баньки", а также для окрошки. И тут сладость вообще неуместна. Окрошечный квас должен прежде всего быть кислым и шипучим.

Молоко и производные

Про молочные напитки можно так много рассказывать и вспоминать. Вот раннее утро в Белоруссии, в белорусской деревне. Мы идем на рыбалку, кажется, в 4 часа утра. Впереди высокорослые травы, сырость лодки и голубой туман под розовым воздухом. Но перед всем этим великолепием 3-х литровая бутыль только что надоенного молока с черным хлебом. На каждого по 3-х литровой бутыли. Молоко жирное, теплое, пахнет коровой и немножко навозом. И от этого молока совсем не холодно, а наоборот, тепло по всему телу. Однажды мне попался йоргут. Это было, естественно, за границей. Я до этого думал йоргут, ну, йоргут, чего за границей не бывает. А оказалось, что это простокваша нашего детства. Вот какой была простокваша когда-то, как у них теперь йоргут. А чего мы теперь называем простоквашей, я и сам не знаю. Кстати, я зато знаю, что мы теперь называем кефиром.

Кефир придумал на Кавказе какой-то князь. Секрет кефира был узнан отважной английской женщиной-врачем, которая, кажется, потеряла в обмен на бутылочку кефира свою невинность. Кефир - слово, естественно, английское, происходит от слова кайф - удовольствие. Нынешний кефир, особенно фруктовый, никакого удовольствия не доставляет. Когда-то считалось изысканным и даже полезным смесь кефира с ацидофилином на ночь: полстакана кефира, полстакана ацидофилина.

Ацидофилин отличается от кефира тем, что кефир идет круглыми кусками, слоями, а ацидофилин - это сплошная тягучесть, киселеобразная, неструктуированная, аморфный напиток. Вот когда их смешаешь, то получается нечто третье. Говорили, что очень полезно. Было когда-то и топленое молоко. Его томили в русских печках, клали сверху кусочек хлеба и запекалась корочка, коричневая пенка. Я же ее отдавал страждущим, а само молоко слегка коричневатое, похожее на толоконную кашу, очень любил. Из томленого молока делается ряженка. Ну, будем так говорить: томленый кефир или томленая простокваша. Это очень неплохой продукт, особенно, если на дне лежит столовая ложка какого-нибудь варенья: смородинового, или клубничного, или земляничного, или малинового, но это и не важно. Взболтаешь и получается некоторый коктейль.

А, кстати, молочный коктейль, если его делать по-настоящему, тоже превосходный напиток. А что значит по-настоящему? Покупается мороженое за 48 (теперь рублей) копеек, доводится до мягкого состояния, закладывается в миксер. Туда же кладется в соотношении один к одному мороженая клубника также распущенная. После тщательного перемешивания в электромиксере разливается этот пенистый, слегка сиреневого цвета напиток по высоким бокалам.

Вот куда относить сметану: к напиткам или не к напиткам? Я бы отнес все же к напиткам. Это чисто наше изобретение. На Кубе она называется "esmetana" , это то немногое, что мы им подарили. Мы им еще подарили глагол rabotar.Он отличается от их глагола trabajar, постольку поскольку глагол trabajar - это что-то делать, трудиться, а rabotar - это чисто по-совковому производить рабскую работу. А еще мы им подарили причастие "гульенда" - гулящая.Что касается эсметаны или просто сметаны,то, говорят, только кипрский йогурт отдаленно напоминает ее. Во всем остальном она не имеет аналогов в мире.

Ну, и последний вид напитков - вода. Швеббсы, тоники, лимонады, а главное минералка, чем солонее, тем вкуснее. Это, конечно, доморощенная теория, но я считаю, что чем ближе источник минеральной воды к нефти или газу, тем она вкуснее. Возьмите Закарпатье и Прикарпатье, всякие нафтуси. Они рядом с Дрогобужской нефтью. Кавказские минеральные воды расположены рядом со Ставропольским газом. Прекрасная вода тюменьская. Великолепные ижевские тепленькие воды - и кругом нефтяные месторождения.

Конечно, самые лучшие воды - боржом, который в свое время назывался "Кавказский виши". Я пил еще каталонский виши и должен заметить, что это действительно прекрасная вода, не хуже нашего боржоми, пожалуй - даже лучше. Я представляю, что же такое французское виши, - вот, наверное, водичка. Самая же необычная и прекрасная из минеральных вод - это минеральные воды в районе Ясеней, в Закарпатье, Раховский район. В Тиссу впадает большое количество ручейков, которые сами по себе образуются небольшими родничками -источниками минеральной воды, восхитительно пахнущими тухлыми яичками, свежайшими тухлыми яичками. Вода хрустальна и прозрачна, от нее идет такая изысканная вонь. Пить эту хрустящую воду, самой природой охлажденную и газированную, одно удовольствие. Конечно же есть минеральные воды, которые пить просто не хочется. Это прежде всего московская минеральная вода, которая берется, по-моему из скважин, пробитых в канализации. Но мне не хочется кончать разговор о воде и минералке на этой грустной ноте. Поэтому я сейчас вспомню парк Guel в предгорьях, окружающих Барселону. Фантастические каменные пальмы и аромат настоянных гигантских кедров и альм. И прожженное как испанский cambionero, солнце и безоблачное небо, и холодный освежающий швеббс, дарящий глубину резкости и отли чную диафрагму нашему внутреннему взору, благодарному этому миру.

ИНТЕРМЕДИЯ

Принципы национальных кухонь

Конечно, откуда мне все это чего знать, если бывал-то я всего, может, в десятке стран, и иногда попадалось в этих странах нечто настолько европеизированное и вселенское, что говорить, что я знаю, что такое ирландская кухня, например, если не считать огромных зеленых яблок, просто не могу. Поэтому многое здесь держится не столько на посещении этих стран, сколько на разговорах, общении с представителями стран, а многое строится на догадках. Так мне кажется.

Китай

Вот, например, китайская кухня. Бывал я, конечно, в ресторане "Пекин", но там специально делается таким образом, чтобы ты не понял чего ты ешь: освещение тусклое и красное... Помню ел курицу с грибами "Фушоу". понять, где здесь курица, а где здесь грибы, было невозможно. Все перемешано, вонючее, очень острое. Ну, и с горяча напился... А уж чем я там хвалился, и хвалился ли вообще чем-нибудь китайским или утаил в себе - это не помню. Да, и думаю, что то, что готовят в ресторане "Пекин" , к китайской кухне относится мало. Если же одним словом определить китайскую кухню, то я бы ее назвал "метаморфоза". Китайцы, ох уж эти искусники, любят из рыбы делать петуха, из петуха - обезьяну, из обезьяны - тигра, из тигра - черепаху, а из черепахи - камень. Все-таки, согласитесь, надо быть либо китайцем, либо очень извращенным человеком, чтобы есть рыбу из курятины.

Чехия

Чехи делают блюда, предполагая, что основной компонент любого блюда - это труд и мастерство. То ли труд приправляют мастерством, то ли мастерство - трудом, но над каждым блюдом своим они корпят Богъ весть сколько и вкладывают туда многовековой опыт и культуру. Уж если печеньице, то в печеньице входит 20 - 30 часов непрерывного труда из секретов всех бабушек света.

Из всех рыб чехи знают только карпа и пструху (форель). Лучше и больше всего им удаются вепржи (свинина) с бамбурачками, бамбураками или просто кнедликами (разновидности картофельных котлет. Специфический чешский юмор проявляетя в названиях и порциях: знаменитый "противень Белоуна" в пивной "У чаши" весит в мясе 2500 грамм и расчитан на 1-6 человек.

Германия

Главное - сытость. Немец ест основательно, много, большими порциями. Пища по возможности простая, но сытая. Ему важно, чтобы все было направлено на то, чтобы съесть это, это да еще это, запив пивом и тем самым возбудив дополнительный аппетит, чтобы съесть еще и вон то.

Их огромные сосиски, сардельки, гарниры на полстола, причем гарниры простые - типа картошки, капусты, добротны как армейский сапог.

Англия

Англичанин заботится о здоровье. Сама процедура пожирания чего-нибудь - для него это вроде физзарядки пищеварительного тракта. Он предусмотрит, чтобы стенки пищевода и желудка были выложены сначала порриджем, по которому смачно и без претензий на несварение проваливались яичница, бекон, тостер, и, разумеется, чай, хотя, как я понял, англичане не против выпить и пивка, и швеббс, и кофе, но чаем они гордятся, как сами собой.

Лучшее, что придумали англичане, - раскаленная посуда, на которой подается горячее - блюдо долго не остывает и это замечательно.

Япония

Принцип японской кухни - лучшее из природного, природное - из лучшего. Японец умеет выбирать в природе то, что представляет цвет и гордость самой природы. Я не думаю, что японцы едят очень уж много, но то, что они едят , обладает шармом и изысканностью простоты.

Литва

Много, вкусно, дешево. Готовят возами, охапками, лоханями. Хлеб пекут - не меньше двух килограммов буханки. Молоко пьют не менее чем кринками. Котлеты делают аккурат в размер тарелки, а тарелка размером с бочку.

Цеппелины же их знаменитые - все-таки порядочная гадость: белесое осклизлое картофельное пюре, а внутри - мясной фарш.

Франция

Французская кухня - легкость. И уж потом идут пикантность, изысканность, необычность, оригинальность. Но мне очень нравится французская легкая пища: мягкий воздушный хлеб, неутомительное вино, свежайший салат - и только салат, салатные листья, хорошо прожаренная, но не пережаренная, мягкая, сочная рыба, легкая...

Для француза еда - даже не занятие, а так, легкое развлечение.

Италия

Макароны. Три дня я питался в Италии макаронами самых разных видов: короткие, длинные, зубчатые, как роторы; искривленные, прямые, макароны с томатной пастой, суп из макарон... По-моему, даже чай подавался макаронный.

Если из итальянской кухни выкинуть макароны, не останется ничего, даже итальянцев, не останется. Хотя, конечно, я помню о том, что пиццу придумали итальянцы. Думаю, что пиццу сделал какой-то очень голодный итальянец, не дождавшись, когда же ее порежут на макароны.

Америка

"Готовить быстрее, чем есть". Американцы вообще шустрый народ. Резкий, шустрый и довольно простоватый. Идея Макдональдса - это их идея, хотя столица фирмы - канадский город Торонто. Американец с непонятной для европейца скоростью сжирает то, что приготовил, а готовит еще быстрее. Как будто каждый его акт приготовления и поедания пищи должен быть занесен в книгу рекордов Гинесса. Это касается не только Макдональдса (хоть он и канадец, но на таком расстоянии это почти неразличимо). Тут и коннектикутские цыплята, вообще вся СВЧ-кулинария, американские готовые блюда и прочая и прочая, и прочая...И еще. Для американцев важен состав того, что они едят, колическтво белков, жиров и углеводов на одну чайную ложку сжираемого. В этом смысле у них всего три блюда...

Хорошей американской хозяйкой считается та, что умеет купить такое, что не требует никаких затрат времени и усилий с ее стороны в домашнем приготовлении.

Россия

"Всего и побольше". Мы мало что придумали. В основном заимствовали чужие рецепты, включая куличи, блины, каши, супы, соленья, квашения, маринования - это все не наше. Наши только рты, желудки, жвала, мосты и пломбы.

Я не хочу сказать, что наш пищеварительный тракт короче, чем у других. Мы, в конце концов не акулы, у которых пасть сразу переходит в анальное отверстие. Что-то и у нас там есть. Но мы, повидимому, родились чуть позже нашего голода, поэтому страшно боимся быть голодными и наедаемся впрок либо, что того хуже, в память о голодовке.

Амеиканцы и мы измеряем здоровье килограммами. На вопрос "как здоровье?" мы отвечаем "поправился на два кило за лето!", а американец "похудел на три фунта за неделю!"

Еврейская кухня

Держится на трех китах: закон, фантазия и причитания. "Все должно быть по закону, и не вари козленка в молоке матери его" и многое-многое чего другое, так что все их законы может упомнить только еврей. При этом обоснования лежат в такой дали, исторической и географической, что для того, чтобы понять, почему, и как, и зачем делает еврейская женщина на кухне, просто так невозможно. Надо иметь глубочайшее университетское образование, а не наше высочайшее. При этом, конечно, же евреи-фантазеры. Кому придет в голову натирать селедку яблоками? А евреям приходит, и практически в каждую еврейскую голову.

Что же касается причитаний, то это необыкновенно необходимая приправа к еврейской кухне. Пока готовится что-нибудь сверхсложное, будь то кулиш, или щука, или штрудель, или что-нибудь такое же, я даже слова эти и то уже забыл и не помню, - обязательно надо причитать о том, как трудно теперь это делать, как не хватает таких-то и таких-то продуктов, и ваниль пошла не та, и корица непонятного помола, вот и перец стал тоже не тот, и вода странная, и огонь!.. Ну, разве такой огонь бывает? Все не то и все не так, и вспоминаются самые библейские доисторические времена, когда все было таким как надо. "При этом обязательно нужно добавить, что на кухне у царя Соломона ваниль содержалась не в таких дурацких баночках, как сейчас держат", - и шло описание сложнейшей кухонной утвари времен царя Соломона. Но делается это не в качестве оправдания возможного неуспеха - тут успех гарантирован. Это делается как некоторое ограждение творимого от сглазу и недоброго духа будущего едока.

Куба

"Сладко и жирно". Сахар кладут там, где надо его класть, столько, что кишки слипаются. А там, где нужно нечто жирное, то уж оно подлинно жирное до маслянистости. При этом сказать, что кубинец не умеет готовить или готовит наспех, нельзя, хотя у нас, конечно же, очень превратное представление о кубинской кухне, обрезанной карточной системой сильнее, чем чем-либо другим. Можно только удивляться, как это кубинцы еще сохранили некоторый интерес к овощам, тропическим плодам и фруктам в условиях так долго развивающегося социализма.

Я никогда не забуду, как в течение двух месяцев так ни разу и не попробовал бананов, хотя это был самый сезон бананов, а один раз за эти два месяца мне достался фунт картошки, да и то советской.

Корея

Корейскую кухню я осваивал на Дальнем Востоке. Конечно, там все перченое, и если что и возьмешь в рот, то в очень небольших дозах. Чунчу, например, за ее запах и остроту держать в холодильнике просто не рекомендую - все зачунчится. Основная же цель корейской кухни - есть для продолжения рода, и все готовится и подается именно с этим смыслом: чтобы мужчина повышал свои потенции, женщина - свою детородность. И это так нелепо выглядит на Дальнем Востоке нашей страны, где еда сопровождается непомерным питием, и бедные женщины могут только лицезреть возросшие потенции своих в стельку пьяных и храпящих мужей.

Испания

В Испании еда - для общения. Испанцы практически едят раз в сутки. Я бы даже не сказал, что они делают это вечером, - они это делают ночью. Ну, начинают вечером, а заканчивают глубокой ночью...

Как-то мы возвращались в Барселоне из гостей.Было около 2 часов ночи. До того съедено уже невероятное количество всего,и все достаточно вкусное. Ну, вот, мы в 2 часа едем по Рамбле, и эта шикарная улица забита народом, а наш гостеприимный хозяин приглашает нас в кабачок: "Давайте забежим на 10 минут".Когда мы подъехали к этому кабачку, я понял, что мы только входить будем 10 минут.Он гудел и шумел от народа, был переполнен и источал самые невероятные ароматы дружеских бесед.

СССР

Всего один принцип - каждому свое, остальным ничего.

Калмыкия

Если ничего не делать, сделается само.

Латвия

Интеллигентное изобилие. Не знаю, стоит ли этим гордиться, но рижане, истые рижане, гордятся тем, что они на треть латыши, на треть евреи, на треть - русские, поэтому они по-интеллигентски - граждане мира, и их пища - это сама европеоидность. Выдает же их лишь изобилие, явно не европейского толка.

Кавказ

"Молодое и зеленое": мясо должно быть молодым, зелень должна быть зеленой. Вино должно быть молодым и зеленым, сыр должен быть молодым и зеленым. Едок тоже должен быть молодым и зеленым. И кинжал, которым пронзит его приятель или неприятель, тоже должен быть молодым и зелен, потому что старым кинжалом, порыжевшим от крови, уже не убивают. Этот кинжал должен висеть на почетном месте над трапезой, молодой и зеленой.

Средняя Азия

Восток - дело тонкое, поэтому здесь едят горячее по жаре. Это, говорят, освежает и охлаждает. Не знаю. Я знаю только, что это здорово проносит. Я несколько раз бывал в Средней Азии и помню только это: как чего их поешь, так ищи траншею...

Индия

Горящий аромат в горсточке. Едоков так много, а еды так мало. Поэтому она должна быть горящей и очень ароматной. Когда читаешь Бхагаватгиту, там описывается все такое ароматное, свежайшее, маслянистое. Мне понравился один закон индийской кухни, который мы, при наличии наших холодильников, ну, никак не можем соблюсти. Звучит он так: темные, невежественные и страстные люди едят вчерашнюю пищу. Пища не должна переживать ночи, считают индусы, и в этом, по-видимому, правда.

Уругвай

Мясо, мясо, мясо - а танго - аргентинцам...

Австралия

Если говорить про австралийских аборигенов, а не про австралийцев европейского толка, всяких там англичан, поляков, русских, евреев и тому подобном, то смысл аборигено-австралийской кухни заключается в лозунге: "Не готовь и не заготавливай. Оно само приползет, вылупится, вылезет или шмякнется".

Молдова

Самое неистребимое и страшное в молдавской кухне - мамалыга: не то пюре, не то каша ядовито-желтого цвета и совершенно несъедобная. Ею можно заклеивать окна, конопатить избы. Можно тарелку перевернуть, и ничего с этой кашей не случится, не отвалится.

Молдаванам хоть ненадолго завести бы у себя ма-а-аленького Никиту Сергеевича Хрущева, чтобы он наконец извел у них эту кукурузу под корень.

А все остальное вполне съедобно - что мясное, что овощное, что фруктовое. Очень неплохая кухня, в меру острая, в меру жирная, и единственное, что не в меру, - обильная.

Закарпатье

Пожалуй, самая оригинальная страна.

Не только кофе славит Закарпатье. Какие были шпикачки в Мукачеве на Зеленом рынке!.. Ооох, какие были шпикачки... А какие были колбаски в Виноградовском районе!.. А Тячевский район со своими бесконечными шашлыками, а какие в Закарпатье вообще шашлыки, ни на что не похожие, но необычайно сочные, ароматные, маленькие, но вкусные!.. Они делаются из молодой свининки, с лучком и густо обливаются уксусом. Ничего общего не имеет это блюдо с кавказским шашлыком.

Говорю и захлебываюсь, не думайте, что слезами... В Межгорье, на перевале, в ресторанчике при дороге, представляющем собой каре, где по периметру под навесами разбросаны столики, с лианками, променисте, береговским чистейшим вином; шустрые официанты разносят мясо, жареное в кляре, с острым перчиком и брынзой, с виноградом. Ты запиваешь это необыкновенной минералкой. Знаешь, что на кухне чех колдует еще над чем-то, уже кондитерским, а венгерский цыган или цыганский венгр пиликает у тебя над душой на своей плакучей скрипочке нечто такое невыразимое или, наоборот, виртуозное...

А еще закарпатская кухня славится одним шикарным блюдом, которое им заменяет баню. Когда мы заболеваем, то идем в баню, там паримся и выпариваем из себя с потом хворь. У закарпатцев с этим делом туго, зато есть горький стручковый перец. Вот закарпатец садится в тенек, берет графинчик фрича (фрич - это смесь сухого белого вина с минералкой), берет кусок брынзы и этот перчик и тихо заминает стакан за стаканом брынзой и перчиком и щупает свою макушку. Как только макушка прогрелась и стала потеть: значит хворь уходит, значит можно доесть вот этот перчик и допить вот этот стакан фрича, собрать крошки от брынзы, вставать из тенька и идти в раскаленный горячий мир бодрым, здоровым и слегка задумчивым: "А не принять ли фричу еще?"

Теперь уж ничего этого нету. Может, скоро и Закарпатья не станет.

О жертве и посте (опыт воскресной проповеди)

Дорогие прихожане!
Сегодня мы вспомним поучительные эпизоды Священного писания, чтобы понять и принять для себя смысл и значение жертвы и поста.

Впервые жертва упоминается в Книге Бытия, напомню вам эти обстоятельства: Каин принес Богу растительную жертву, а Авель - мясную. И Богу Каинова жертва оказалась неугодной. Думаю, по двум соображениям: во-первых, овощная ли, злаковая ли, фруктовая, но эта жертва непахуча, неароматна, непривлекательна, пресновата, не духовита для такого духовного существа, как Бог; во-вторых, Каин пошел по пути подражания Богу, извлекая из земного праха и глины живые плоды, Авель же поступил просто и скромно, став пастырем скотов и не пародируя Божий творческий промысел, но пытаясь уподобиться ему в педагогике.

Чем это кончилось, мы все хорошо помним: Каин убил Авеля, а Богъ проклял Каина и землю на бесплодие и волчцы.
Напомню вам также историю с Ноем, набравшим в свой ковчег не саженцев и не семян, а скотов и птиц; когда же на горе Арарат кончились странствия Ковчега, Ной принес Господу жертву от чистых птиц и зверей, воскурив при этом такие благовония, что Богъ смирился с человеческим несовершенством. Ной буквально ублажил и умаслил Бога.

Эти два эпизода Священной истории говорят нам весьма недвусмысленно, что жертвоприношение желательно мясное, но не просто мясное, а благовонное, крепко сдобренное и приправленноое пряностями. Смысл жертвы заключается в том, что человек, чувствуя свою немощь перед предстоящим делом, призывает духовные силы себе в помощь. И так поступают не только иудеи и христиане, но и совсем нецивилизованные дикари и язычники - основу жертвы составляет мясо, растительная же составляющая - идет даже не как гарнир, а именно в качестве приправы.

При этом цивилизованный по крайней мере Богъ никогда не ест мясного - он лишь обоняет ароматы, собственно же мясо съедает жертвователь, как правило жрец, специализирующийся именно на этом.

Человек, принося жертву, приглашает высшие силы к трапезе, то есть не только к столу, но и к содействию в делах человеческих: ведь "трапеза" по-гречески означает еще и "сервис", "услугу".

Обратите внимание, человек превращает свою пищу в жертву, когда не уверен в своих силах. Слабый и немощный древний человек, античный человек, даже человек Средневековья вынужден был сильно сдабривать свою пищу пряностями и ароматами: за ними он гонялся по разным краям и странам, ради них пускался в сомнительные странствия и путешествия, на поиски разных там Индий и других земель гвоздичного дерева, сандала, имбиря, перца и тому подобного. Дело не только в том, что раньше люди не умели иначе хранить мясную пищу, как соля и маринуя ее с помощью пряностей и других консервантов. Им очень важна была ароматность пищи, чтобы ее можно было разделить с Богом, набравшись сил от белковой материи и привлекая духовные силы сродными им духами.

Теперь современный человек, вооруженный техникой и знаниями, не очень-то нуждается в Божьей поддержке, а потому предпочитает пищу неароматную, стерилизованную, мороженную. И Богъ попускает то, потому что человек уже немного подрос и окреп в большинстве случаев не нуждается в вышней помощи. Если самостоятельными становятся наши дети, то почему бы не предположить, что и мы сами, Божьи дети, не взрослеем и не становимся, на радость Господу, более независимыми от Его помощи. И мы видим, как молодые и неразвитые народы продолжают начинять свою пищу перечным динамитом, мы снисходительны к этому и даже умиляемся жгучим их блюдам, до слез умиляемся, как воспоминанию о своей исторической молодости...

Итак, прихожане, мы поняли, что жертва - это приглашение Бога и вообще универсумально-духовных сил в нашу социо-культурную ситуацию, когда нам не хватает собственных сил. Жертва - это всегда акт признания нашего смирения, несовершенства и слабосилия.

Не то - пост.

Принимая пост как аскезу и отказ от пищи, главным образом мясной пищи, мы пытаемся уподобиться духовности Бога, мы хотим хотя бы на время и немного выйти из своей социо-культурной ситуации и вознестись в духовные выси, но не телом, а душой - этоймонадой Духа.

Не буду подробно останавливаться на видах и разновидностях поста, если вам стал понятен его смысл и вы согласны со мной.

Жертва и пост - это дыхание нашей жизни, вдох и выдох, привлечение к себе духовного и вознесение к нему. Они должны чередоваться и следовать друг за другом, они бессмысленны и опасны друг без друга, ибо невозможно делать два вздоха подряд или два выдоха. И невозможно долго-долго постись, а затем принести мгновенную жертву, как невозможно долго-долго жрать мясо, чтобы потом быстренько очисться постом. Надо блюсти меру и ее знает наш жизненныйи исторический опыт, наши традиции и наш здравый смысл. И все этоудерживается в установлениях и обрядах религии, которые можно даже не знать, но желательно, даже обязательно соблюдать. Конечно, лучше действовать, понимая, что делаешь, именно поэтому мы и говорили с вами сегодня о жертве и посте, чтобы, поняв, действовать сознательно и осмысленно.

Возблагодарим же Господа Бога и за идею жертвы и за идею поста и за разум, данный нам, чтоб понимать смысл этих идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однажды я нарисовал небольшой натюрморт. Изящный разделочный столик из темного пластика под дерево, на этом пластике не остается следов ножа, даже самого острого. Никелированные ручки и детали стерильного хирургического блеска. На столике лежит только что вынутый из морозилки полупрозрачный целлофановый пакет. Картина называется "Кальмары и карпики". Там, в пакете, действительно полуугадываются-полувидны смерзшиеся, с загнутыми хвостами, в замороженной снулой слизи небольшие карпики в мертвых леденящих объятиях белесых, с жесткими и жестокими присосками щупальцах, небольших, под стать и в гармонию карпикам кальмаров. Видение полупрозрачно, мистично, как всякое чудо, в которое человек недоверчивый может и не поверить.

Я подретушировал картину тоненькой сеточкой морщин, приглушил тон, придал никелированным деталям тусклость фламандского серебра, а тени на целлофане приобрели глубину XVI века.

Знакомый багетчик натянул холст на подрамник, и обложил будто бы самым простым и скромным багетом: получился, ни дать, ни взять, странный шедевр из Лондонской Тейт-галереи или даже из Лувра.

Потом возникла похожая картина - "Ананасы и рябчики". Все то же самое , но очевидно было, что там, в средневековом фламандском целлофане вовсе не кальмары и карпики, а именно ананасы и рябчики, мистические вестники непостижимого и недостижимого для нас капитализма.

Я увлекся. Вскоре вся кухня и полквартиры были завешаны очень похожими и вместе с тем поразительно разными натюрмортами: "Ветчина и лимоны", "Ситники и калорийки", "Сельдь и картофель", "Селедка и картошка", "Артишоки и кольраби", "Свиная отбивная и авокадо", "Масло вологодское несоленое высший сорт и сыр степной, тоже высший сорт", "Ассорти из шоколадных конфет и шоколада", "Черная икра в стеклянной таре и букетик анемонов"... Последнее, что я создал - плоский футлярчик для проездных билетов все на том же сервировочном столике - "Талоны и купоны".

Жена заглянула через плечо на только что написанное (это - не то ее супружеские обязанности, не то права - смотреть и высказываться) и устало спросила:

- И когда ты врать перестанешь? Ведь - столика у нас никакого такого нет, ни одного гвоздя в стенку еще не вбил за свою жизнь, вон полка кухонная на полу стоит до сих пор, а сколько лет прошло.Да и рисовать ты вовсе не умеешь.

- Да! Я совсем не умею рисовать, а в эти стены только тараканов можно вколотить! Но я, во-первых, хоть что-то умею, я, например, профессиональный народ, а как я умею врать и сочинять - пальчики оближешь! Но все мои неумения и враки - они безобидны и для украшения жизни. Я ведь никому не обещаю: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", не к столу будь сказано, или "через год мы будем жить лучше", я даже не обещаю, что мы вообще будем жить. Гордись и радуйся, что я не депутат или политик какой-то! А во-вторых...

И горестно взглянув в пустое небо за мутным окном, задумчиво спросил: "Чего жрать-то будем?"