Яков Гельдфандбейн "Красная скатерть" героические

приборы для обнаружения скрытых видеокамер.

В последних числах января 1945 года мне пришлось перегонять маршевый артиллерийский дивизион на боевые позиции в полосе наступления 1-го Украинского фронта в район западнее Кракова, где наступающие войска Советской армии 8-го февраля начали Нижне-Силезскую операцию. Шли решающие бои за полное освобождение Польши, начало которому было положено Белорусской и Львовско-Сандомирской операциями в июне 1944 года и продолжавшееся более восьми месяцев. Перенесшее кровавый террор, холокост, унижения и оскорбления своей культуры и собственного достоинства, истерзанное и измученное население Польши, прошедшее через десятки концлагерей, освобождалось от фашистского ига.

Польша была покрыта сетью концентрационных лагерей. В них гибли антифашисты, военнопленные, граждане многих национальностей многих стран Европы. Весь мир знает о лагере смерти Освенцим, в крематориях которого узники уничтожались как на конвейере. Расположенный в 70-ти километрах западнее города Краков, он одновременно содержал от 180 до 250 тысяч узников, преимущественно евреев, которых доставляли сюда эшелонами из разных стран, оккупированных фашистской армией, в том числе и с оккупированных территорий России и Украины. С 1940 до 1945 года сюда ежедневно прибывали три - пять железнодорожных эшелонов с заключенными.

Ежедневно в газовых камерах Освенцима погибало 10-12 тысяч ни в чем не повинных людей. Всего за годы войны в этом лагере погибло свыше 4 млн. человек из 24 стран Европы, большинство них - евреи. Лагерь смерти Освенцим, позднее ставший известным под названием Аушвиц, был освобожден Советской армией войсками 4-го Украинского фронта 27 января 1945 года. 8-го февраля войска 1-го Украинского фронта, начав Нижне-Силезскую операцию, продвинулись к 24-му февраля на 100-120 км, и вышли на рубеж реки Нейсе, окружив несколько немецких гарнизонов - крепостей. 15-го марта войска левого крыла фронта приступили к Верхне-Силезской операции и разгромили к 20-му марта оппельнскую группировку врага - более пяти его дивизий.

Маршевый дивизион, подготовленный для ведения боевых действий, вступил в бои по уничтожению этой группировки непосредственно у города Оппельн (ныне Ополе), известного своей автомобильной промышленностью и автомобильным заводом "Оппель". Продукция этого завода поступала на вооружение немецкой армии и трофейные машины этой марки еще со времен Сталинграда, стали хорошим дополнением к штатному транспорту наших боевых частей. Голубой мечтой каждого фронтовика в конце войны был трофейный легковой автомобиль этого завода, как минимум, "Оппель-кадет" или хотя бы маленькая "Олимпия" и некоторым удалось осуществить эту мечту. Но, как оказалось, город этот "промышлял" не только автомобилями. Оппельн концентрировал и распределял награбленное в Освенциме и в других лагерях смерти. Одежда и обувь, предметы личного потребления, чемоданы и баулы узников лагерей свозились сюда, сортировались на его складах по месту казни узников и лежали тщательно складированные штабелями под навесами - немецкая аккуратность! Отдельно, прикрытые брезентом, складировались связанные в пучки человеческие волосы и связанные в кипы, выделанные человеческие кожи. В ящиках лежали черепа (символ войск СС!), с выломанными из них золотыми протезами. Я не могу забыть этой ужасной картины и по сей день, а "Оппель" мне иметь расхотелось сразу и навсегда. И потом, когда я видел послевоенный "Москвич", прототипом которого была "Олимпия", мне делалось не по себе. Я этой машиной не пользовался никогда.

Передо мной лежит красная плюшевая скатерть. С виду обычная, она доставлена в Монреаль из Риги сыном и много лет хранилась в семье как память, символизирующая всю мою довоенную жизнь, как двойник утерянной в годы войны семейной реликвии. Такие скатерти в то время были почти обязательной принадлежностью каждой еврейской семьи, им приписывались даже какие-то необыкновенные свойства.



Была такая же скатерть и в нашей семье, правда не красного - зеленого цвета. И были они вообще трех цветов - красного, зеленого и синего. Утверждали, что каждый цвет якобы несет ее обладателям те или иные блага и сулит те или иные надежды. Не принесла зеленая скатерть ни благ, ни доброго будущего нашей семье, как не принесла и красная скатерть счастья своей владелице.

Но эта красная скатерть не просто напоминание о довоенном прошлом. Она - прямое свидетельство и доказательство гитлеровских преступлений. Я взял ее, выделявшуюся кровавым пятном на полках стеллажа со склада Освенцима в Оппельне как военный трофей, как носитель памяти о близких и родных, ставших жертвами, как память о погибших в огне войны, замученных и сожженных палачами в печах крематориев.
На её обратной сторонесохранилась надпись, наспех сделанная чёрной краской человеком, явно предчувствующим беду. Эта надпись -след былого, память о человеке, ушедшем в небытие: "Полтавска обле горд Градск Береговая Краск Гала Григо" и далее - отдельно, номер 786731-5, видимо регистрационный порядковый (почти миллионный!). Можно предположить, что отдельная, через тире цифра 5, фиксирует номер упаковки, видимо, - по личной принадлежности. Как неопровержимое свидетельство изъятия и передачи награбленного в пользу и во владение Третьего Рейха, лицевая сторона скатерти обезображена черной несмываемой мастикой изображением немецкого орла со свастикой в когтях, символизирующего немецкое всесилие, неотразимо реализующее мародерство фашистской машины ограбления и смерти.

Орел со свастикой на груди эсэсовского офицера и человеческий череп на околыше его фуражки - вот она, устрашающая символика германского фашизма. Ящики человеческих черепов с вырванными зубами и паучья свастика на награбленных вещах - его реальное хищное лицо, фашизм в действии. Краску на свою символику немцы не жалели, она проступила и на обратную сторону скатерти.

Кто же ты - Краск Гал(я) Григо (рьевна)? Я так и не смог найти на географических картах город под названием "Градск". Да и был ли такой город в Полтавской области перед войной? И нет в адресе номера дома по улице Береговой. Что пытались представить дрожащие руки замысловатой фигурой между названием города и улицы? Я сам из близких к Полтаве мест, и все свое детство и юность провел буквально по соседству, в Харькове, многократно до и после войны бывал и в Полтавской области, но города, именуемого "Градск", так и не вспомнил. Быть может, это нынешний город Градижск на берегу разлившегося ныне Днепра, что севернее Кременчуга?

Или под воздействием смертельного страха рука пишущего так и не смогла правильно вывести нужные буквы и собрать их в слова? Или, быть может, человек просто не мог их написать на чужом для себя языке, а родным языком пользоваться было нельзя (как сейчас и в Латвии - стране моего исхода - законом запрещено пользоваться русским языком)? Да может быть, и не нужно было ничего писать вообще, ибо очень вероятно, что эта надпись была сделана рукой человека, увязывающего скатертью в узел свои пожитки под страхом смерти, под дулом автомата и отправляющегося в неизвестность, в свой последний, еще неведомый ему путь - в Освенцим. А быть может, в Майданек, или в Деблин, или в Перемышль, или в Умань, или в Шполу, или в Василевку под Белостоком или в другой концентрационный лагерь, множество которых было разбросано по всей оккупированной фашистами территории, конвейеры смерти которых работали безостановочно? Полтавская область была районом массового расселения евреев.

Безмерна моя вина перед тобой, милая и неизвестная мне Галя! В текучке и вихре водоворота жизни эта скатерть пролежала более пятидесяти лет, так и не обратив моего внимания на надпись, хранящую твою тайну. Я изредка видел лишь скользящим взглядом начертанные на ней знаки, не распознавая скрытого в них зловещего смысла. Он раскрылся позднее и внезапно мыслью, молниеносно пронзившей сознание под впечатлением потрясающих реалий, собранных со всех стран Европы в музее холокоста Монреаля при их сопоставлении с собственными воспоминаниями довоенной и военной действительности. По существу эта надпись схожа с надписью на стене камеры смертников, обнаруженной в Днепропетровской тюрьме, где был расстрелян арестованный по доносу предателя А.И.Потемкина Лев Бренер, нацарапавший в день смерти свой псевдоним - 22 сентября 1943 года, Дубровский Леонид. Он был советским зафронтовым разведчиком особого отдела 1-го Украинского фронта, позднее освободившего Освенцим.

Эти две надписи мне представляются родственными, хотя одна из них свидетельствует о бессмертном подвиге воина, другая - о беззащитной жертвы войны. И эту, последнюю весточку жертвы фашистского террора, я не донес до людей.

Искупая свою невольную вину, делаю это сейчас, но как найти того, кто мог бы пролить хотя бы какой - то свет на эту, так и не прочтенную страницу страшного прошлого? Почему, в силу каких причин ты, милая Галя, пренебрегая жизнью, осталась на оккупированной территории, почему не использовала возможности эвакуации в тыловые районы, как это сделали многие в то страшное время, избежав гибели в немецких крематориях и сохранив свои жизни или отдав их позднее уже в борьбе с ненавистным врагом. Впрочем, далеко не все оценили по достоинству эту возможность и до сих пор... Быть може,т кто - либо, прочитавший эти строки, знает что-то о довоенном городе "Градск" в Полтавской области Украины, о человеке оставившем о себе след - "Краск Гала Григо с улицы Береговая..."?

Но видимо, наилучшее, что может исправить мою вину сегодня - это передача Скатерти Освенцима в музей Холокоста, организация
поиска Галины Краск и увековечение ее памяти как прочтение еще одной нераскрытой страницы истории. Пусть она с музейного стеллаж напоминает глядящим на нее людям о судьбах многочисленных и невинных жертв так, как сам Музей это сурово напомнил мне...

На скатерти сохранилась одна из нескольких брезентовых тесемочек, пришитых суровыми нитками солдатской иглой. В последние месяцы войны с их помощью колышками, она крепилась к стенкам моего блиндажа, как вещественное доказательство виденного в Освенциме, напоминая мне о том, что цена Победы, хотя и оказалась непомерно высокой, не была уплачена напрасно. Скатерть Освенцима не стиралась никогда. На ней - гарь крематориев, пыль военных дорог. Она несет запах Истории, в ней - запах холокоста.


От автора.
Красная скатерть Освенцима была передана Монреальскому музею Холокоста 11 апреля 1998 года, когда весь мир отмечал Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. По условиям передачи, музей брал на себя обязанности организовать поиск путем направления запросов о наличии в музеях Холокоста и в Яд-Вашем аналогичных экспонатов, а также сведений о личности и судьбе довоенного владельца Скатерти, предположительно - Краск Галины Григорьевны.

Было оговорено также, что Монреальский музей Холокоста через доступные ему средства массовой информации сообщает о передаче Красной Скатерти Освенцима общественности Канады, Америки и Израиля, с целью сбора данных и установления судьбы ее довоенной владелицы. В дальнейшем музей, при непосредственном участии лица, передающего ему Скатерть, ведет поиск ее довоенного владельца с целью установить и увековечить его судьбу, как одно из направлений своей научной деятельности -части общей истории холокоста.

Экспонирование Красной Скатерти Освенцима в соответствии с договоренностью, должно было сопровождаться описанием ее истории и происхождения в соответствии с сертификатом на иврите (идиш - по усмотрению музея), русском, польском, французском и английском языках.

На сегодняшний день Красная Скатерть Освенцима не экспонировалась ни разу, ни единого запроса, ни в один Музей Памяти направлен не был. О факте передачи Красной Скатерти Музею Холокоста в Монреале, свидетельствует единственная статья в газете Монреальской еврейской общины, текст которой приведен выше и до широкой общественности за пределами Монреаля так и не доведён.